Почему не стоит отправлять наследника на шоу талантов

Однажды я пришла забирать сына от бабушки. Бабушки, которую он нежно любил, но с недавних пор стал оставаться с ней с некоторой неохотой. Я все пыталась выяснить причину неожиданной детской холодности, но ребенок молчал как партизан.

Бабуля любезно предложила мне чай, налитый по случаю моего визита в фарфоровую чашку с золотым кантом, которая обычно жила в серванте, а сама удалилась – в глубинах ее старой уютной квартиры как потерпевший орал телевизор. Разумеется, Первый канал.

Максим Галкин с улыбкой соевого шоколада нахваливал “маленькую принцессу”, одетую во что-то розовое и зефирное, а она сидела на диване из кожзама, раскрасневшаяся после пляски и искренне принимала комплименты. Принцесса была лучше всех. Галкин шутил, зал смеялся, девочка растерянно улыбалась.

Мне почему-то вспомнилось Хармсовское: “О детях говорят, что они невинны. А я считаю, что они, может быть, и невинны, да только уж больно омерзительны, в особенности, когда пляшут. Я всегда ухожу оттудова, где есть дети”.  

Между тем, в студии появился прехорошенький ребенок с музыкальный инструментом.

– Посмотри, Герман, как мальчик играет на скрипке! – вдруг возопила бабуля, обращаясь к сыну, который мирно играл с человеком-пауком. – А ты мне даже песенку спеть не хочешь. Ты, наверное, ни одной песенки не знаешь.

– Не хочу и не буду, – заявил Герман и запустил паука в стену.  

Ну что же, мне стала понятна причина, по которой мой ласковый сын “разлюбил” бабушку. Вот уже полтора месяца я отправлялась на курсы, а сына приводила “на постой” к бабушке, в аккурат во время торжественной трансляции шоу “Лучше всех”, про которое бабуля говорила бы it made my day, если бы употребляла такие выражения.

И каждый раз в присутствии ребенка она начинала неистово нахваливать участников вакханалии, чтобы простимулировать Германовские скрытые таланты и выбить из него стихотворение, хотя бы для галочки. Ведь известно, что любой нормальный ребенок, едва завидев бабушку, обязательно запрыгивает на табурет и декламирует поэзию.

В результате Герман стал просто отказываться к ней ездить, что вполне объяснимо – подобные сравнения с другими, “более лучшими детьми” бесят кого угодно.

Я искренне не понимаю, с какой планеты идиотизма берутся родители, которые возят своих крошек по конкурсам красоты и шоу талантов. Нет, я еще могу смириться, если речь идет о подросшем ребенке, который, например, непревзойденно исполняет “Очи черные”. Он просто не может не петь и сам выражает желание поучаствовать в вокальном баттле.

Да и тут нужна серьезная психологическая подготовка. Но при всей склонности к демонстрации семейных фото в инстаграме, охотной поддержке сына в его начинаниях, я не представляю, какой гормональный дурман должен случиться с моей головой, чтобы я привела трехлетнего ребенка, нежного и трепетного, читать Чуковского под прицелом телекамер. На всю страну. Телевизионным бабушкам на умиленье.

А родители ведь ведут! Подают заявки на участие, шлют видео, покупают наряды, хвастаются потом пред знакомыми. Причем, давайте уж честно признаемся, трехлетки и поют, и пляшут весьма посредственно, в силу возраста и особенностей детской речи. И только родная мать, ночами чахнувшая над платьем с пайетками, кокетливо смахивает слезу в зрительном зале. Все не зря, не зря, – шепчет она искусанными от волнения губами.

При этом я не знаю ни одного взрослого вменяемого человека, который бы с интересом смотрел подобные экзерсисы чужих детей. При том, что малыши действительно могут быть очаровательными, непосредственными, милыми, неожиданными, но в естественных условиях, а не на сцене колонного зала. И под прицелом камер, когда их пытается подловить на слове ироничный, гарцующий перед публикой шоумен.

Разумеется, тут пришло время заподозрить меня в простой материнской зависти: мол, моего-то по ящику не показывают! Спешу оправдаться: я никогда даже не думала о том, чтобы засунуть такого большого ребенка в такую маленькую коробочку. Но, несмотря на отсутствие амбиций, телевизионная ересь все же вошла в нашу жизнь через неосторожные бабушкины комментарии. Страшно подумать, что, если мои курсы приходились бы на час трансляции “Пусть говорят”…

Я знаю, что найдутся мамы, которые после подобного эпизода свели бы общение наследника и бабушки на нет. Сегодня вообще любят искать “токсичность” в родителях, которые какие-то нелепые фразы повторяют не потому, что хотят обидеть или навредить, а просто потому, что по-другому не умеют. Это другое поколение, не стоит пытаться его переделать. От своих родственников они слышали ровно то же самое – и вообще не видят в сравнении ребенка с другими детьми никакой психологической катастрофы.

Я, кстати, тоже не вижу, если речь идет о единичных случаях. Более того, я полагаю, что дети должны понимать – люди бывают разные. И некоторые бабушки устроены вот так. Главное, что Герман знает: у него есть родители, которые не смотрят глупые шоу, не восхищаются китчем, не заставляют его в угоду толпе рассказывать стихи, любят любым и абсолютно равнодушны к успехам чужих детей. О чем я и сообщила ему вечером, обнимая и укладывая спать.   

Комментарии экспертов

Владимир Панжев, режиссер-постановщик киножурнала “Ералаш”:

“Я убежден, что отправлять ребенка на шоу талантов и конкурсы красоты в том формате, которые они у нас есть, категорически нельзя. Взять, например, две известные передачи, которые ведут два не менее известных шоумена. При всем признании их таланта, они делают недопустимые вещи – пытаются подловить ребенка на чем-то, что потом можно превратить в шутку ради шоу.

Причем ребенок видит, что вокруг смеются, но не понимает, почему – из-за отсутствия опыта и неподготовленности к ситуации. Когда Ургант приглашает взрослого человека и превращает разговор в такую милую издевку, то он может и колкий ответ получить от человека с хорошей реакцией. Ну или герой вынужден согласиться с его комментариями, как это сделал Радзинский. Он так и сказал – “Ну, да, Иван, вы умеете”.

Но если взрослый знает, куда он пришел, и готов дать отпор, то ребенка на шоу отправили родители. Ребенок, чтобы удовлетворить чьи-то амбиции, попадает в ситуацию, когда над ним смеются: ах, какую очаровательную нелепость высказал этот малыш. Таким образом, он выступает не как личность, а в унизительном для себя статусе.

А ребенка надо всегда в первую очередь воспринимать как личность. И действовать к нему с позиции, которую он, как личность, может осмыслить. Если он этого осмыслить не может, то это недопустимо, будь эта сторона психологическая, сексуальная или иная. Я не знаю, о чем думают родители, отправляя ребенка на такие шоу.

Причем на родительских амбициях некоторые предприимчивые люди зарабатывают немалые деньги. Например, есть посредники, которые устраивают детей на шоу Урганта – их услуги стоят немало денег. И родители, как загипнотизированные крысы, несут им свои сбережения – чтобы только запихнуть ребенка в телевизор.

Если говорить о конкурсах красоты для детей, то я был председателем жюри на нескольких подобных мероприятиях и думаю, что сама идея полюбоваться красотой ребенка, не несет в себе ничего негативного. Вопрос в том, как это реализуется. Вокруг детских конкурсов красоты собирается немыслимое количество самых низменных страстей – и просто откровенная уголовщина. Бэкграунд и окружение – все это накладывает отпечаток. Это нормально, что дети хотят участвовать, родители хотят, чтоб дети были красивыми, и спешат это показать.

Глупо же говорить: спрячьте своих детей и никуда не водите. Но надо понимать, какая целевая аудитория таких шоу. Когда маленьких девочек красят под взрослых и фотографируют таким же образом, становится очевидным, для кого это реализуется. Вот об этом мамам и папам стоит подумать”.

Алена Ал-Ас, психолог:

“Многие родители с большим азартом втягивают своих крошек в участие в конкурсах. При этом интересы или реальные таланты/способности самого дитяти в расчет не берутся. В силу возраста он не способен выбрать, участвовать ли ему в этих битвах, заниматься ли понравившимся маме видом спорта.

Конкурсы – это огромная нагрузка на психику детей. Если ребенок проигрывает, он получает травму, которая усугубляется нравоучениями родителей и педагогов. Победитель конкурса начинает зазнаваться. У него формируется ощущение собственного превосходства над другими детьми и людьми в целом, которое затем может принести очень большие проблемы.

Стоит помнить о том, что успехи на детских конкурсах далеко не всегда “продолжаются” во взрослой жизни. Девочка – “маленькая мисс”, к которой было приковано всеобщее внимание, потом может столкнуться с очень серьезными неприятностями в своей жизни. Привычка к постоянным победам, вкус подиумов и сцен не проходят просто так. Кроме того, есть и прямой физический вред здоровью детей, которых с раннего возраста пытаются “втянуть” в модельный бизнес или серьезный спорт.

Этот вред связан с рисками физических травм, негативными последствиями от диет, на которые недалекие мамы начинают сажать своих дочерей едва ли не в детсадовском возрасте. На самом деле на первом месте должны быть физический и психологический комфорт наследника. Самому ребенку детсадовского или младшего школьного возраста, может быть, вообще не нужно повышенное внимание к своей персоне со стороны других детей и взрослых”.

Даная Марковская, психолог:

“Я, как психолог, всеми руками и ногами “за” участие детей в различных телешоу, так как в таких проектах развиваются не только творческие способности, но и координация внимания, стремление к победе (и, следовательно, характер), гибкость мышления, развитие речи, чувство юмора и т. д. Но огромное значение в этой истории имеет подготовка ребенка родителями!

Важно сказать, что даже в случае проигрыша, он уже молодец, самый смелый и самый лучший. В противном случае есть вероятность пошатнуть хрупкую детскую психику.

А так, соревновательные шоу – это прекрасная возможность выявить таланты вашего сокровища и правильно их развить. Или понять, что в семье растет второй Менделеев. Приводить ребенка на подобные шоу категорически не стоит, если у него есть заикание, повышенная застенчивость, явно выраженная обособленность от сверстников и, конечно, нежелание участвовать в телешоу”.

Наталия Фаустова, певица, музыкальный терапевт, основатель проекта “Колыбельные для всей семьи”:

“Мы живем в такое время, когда детям изначально дано очень многое. У родителей есть большие возможности, и они вкладывают в наследников действительно много. А потом вложенное надо как-то отработать, вот и ведут мамы и папы своих отпрысков на всевозможные конкурсы, как на выставку собак, в основном для удовлетворения своего тщеславия.

Сюда же я отношу и детский “Голос”, при всем уважении к “взрослому”: и дети, и родители, которые участвуют в этом шоу, не более чем материал для бизнеса. Для победителей – это преждевременная завышенная самооценка. Для проигравших – прямая дорога к психологу.

Сегодняшние дети отличаются нежной психикой, “спасибо” тревожным родителям, которые от них слишком многого требуют. Речь ведь не о победе на профессиональном конкурсе среди равных, например, в музыкальных и других школах, где ребята учатся побеждать и проигрывать, повышают свой исполнительский уровень, получают оценку педагогов, которые знают, какие слова не убьют самооценку, а правильно мотивируют.  

На ТВ все заточено под шоу: интригу, просмотры, рейтинг. Мнение ребенка и родителей вообще не учитывается. Судьба детских душ тут на последнем месте, они всего лишь телевизионный контент.

При этом я не вижу ничего предосудительного в выступлении детей на сцене. Моя дочь, которой четырнадцать, участвует со мной в проекте – поет колыбельные. Мы не зарабатываем на этом денег, выступаем для души и встреч с единомышленниками. Я много с дочкой беседую о том, что она не звезда, не пуп земли, а человек, которому судьба подарила такую возможность – нести со сцены людям любовь, идею. И выражать себя через музыку.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.