Агрессивный ребенок. Кто виноват и что делать? 

Мамсила
Агрессивный ребенок. Кто виноват и что делать? 

Ребенок, недолюбленный и недохваленный, жаждущий внимания и поощрения, всегда инстинктивно будет требовать желаемого и применять для этого свое главное оружие – агрессию.

Здесь важно понимать, что есть и другая грань – вседозволенность и чрезмерное потакательство.

Если мы, взрослые, не так сильно улавливаем оттенки, то ребенок очень остро ощущает перегиб в одну или другую сторону. Именно поэтому в воспитании так важно держать баланс и, конечно, любить ребенка и уважать, и учить его так же относиться к окружающим. Другими факторами агрессивности ребенка могут стать неуместная критика, подражание другим детям, ревность к родителям, сложности адаптации в садике или школе, возрастной кризис.

Возрастной кризис и агрессия

Почему именно злость в ребенке чаще всего беспокоит родителей? Потому что ребенок не знает иного выброса злости, кроме агрессии.

В возрасте 3 лет ребенок начинает активно проверять границы, и агрессия является его главным помощником в этом.


Следующие возрастные кризисы наступают, когда ребенок идет в садик, а потом в школу, и в этом случае агрессия – это сигнал для родителей, что ребенку дискомфортно, что ему нужна поддержка и помощь.

Агрессия – это лишь верхушка айсберга. Если нырнуть поглубже, то можно увидеть сначала злость, которая приводит к агрессии, а потом уже и саму причину злости. Не разобравшись в причинах, мы никогда не сможем помочь своему ребенку справиться с проблемой.

Банальный запрет злости и агрессии без понимания причин их возникновения может привезти к еще более сложной ситуации – замкнутости, потере себя, закомплексованности или, наоборот, демонстративному и протестному выражению гнева.


Что важно знать о злости

Очень важно осознать, что злость – это абсолютно нормальное чувство, которое так же важно, как и радость, и грусть. Злость наделяет нас движущей силой, а то, на что мы эту силу направим, зависит от нашего умения управлять своими эмоциями.

Поэтому мы можем говорить лишь о "некорректном" выражении этой эмоции, но сама по себе злость совершенно нормальна.


Самая большая проблема в момент переживания злости – это потеря контроля над собой. Именно в такие моменты взрослые люди говорят друг другу ужасные слова и совершают страшные поступки, а маленькие дети крушат все вокруг игрушечной лопаткой, царапаются и дерутся.

Однако самое печальное то, что ссора маленьких детей часто приводит и к яркой агрессии мам. И вот уже не дети, а с виду приятные женщины начинают кричать друг на друга и даже готовы броситься в драку.

Поэтому так важно научиться распознавать злость в себе и других в самом ее зачатке, чтобы вовремя ее "заморозить". Здесь необходимо уточнение – мы не заглушаем злость в себе, а берем ее под контроль до того, как она начнет контролировать нас.  


Распознавать и контролировать свою злость можно научить даже ребенка еще в достаточно раннем возрасте. Уже с 5 лет ребенок может словить "предвестников" гнева и своевременно сказать "СТОП" своей агрессии.

Практики управления гневом

1. Признаем эмоцию 

Важно дать понять ребенку, что вы его понимаете и осознаете важность всего происходящего.

Тут можно подключить разговор на уровне чувств: "Я понимаю, что ты злишься и тебе хочется все вокруг разломать, но давай сначала возьмем гнев под контроль".


Попробуйте вместе найти иной выход из ситуации, более конструктивный и обдуманный.

2. Помогаем ребенку отделить себя от этой эмоции 

Злость – это не он сам, злость – это его оружие, меч, и этим мечом можно и нужно управлять. Как этого добиться?

Познакомьте ребенка с Монсиком Миротворцем – он мастер управления гневом! Расскажите о том, что даже Миротворец иногда готов вспыхнуть, как огонь, но разве огонь – это плохо? Огонь, как костер, согревает нас, дает нам тепло и энергию. 

Но если мы теряем над ним контроль, случается пожар, который уничтожает все на своем пути. Так же и гнев. Он дает нам силу и энергию, когда нам надо победить в соревновании или защитить себя и друзей. Но, теряя над гневом контроль, мы разрушаем все вокруг себя.

Лучше всего в момент злости представить себе, что весь "огонь гнева" переходит в огненный меч в твоих руках.


Миротворец знает, как управлять таким мечом. Для начала обязательно надо сделать 3 глубоких вдоха, затем размяться, сделав приседания или отжавшись от стены, и пойти прогуляться. Главное представить, что весь гнев не внутри тебя, а это меч. И теперь ты управляешь им, а не он тобой.

Затем обсудите ситуацию с ребенком: "А вот теперь давай подумаем, точно ли твое решение крушить все вокруг является самым хорошим? Может, рассмотрим и другие варианты?". Задайте ребенку вопрос: "Это большая, средняя или маленькая проблема?". 

Эта техника работает с детьми от 5 лет. Задавая этот вопрос, вы подталкиваете ребенка на осознание проблемы и ее анализ. Так он сможет отделить себя от эмоции и рассмотреть ее со стороны.


3. Переводим ребенка в другую эмоциональную среду

Например, предложить ему позлиться, как это сделали бы различные животные – тигры, котики, утки или рыбки. Главное правило – искренне самим включиться в игру. Но этот этап реализуем только в том случае, если пережитые злость и агрессия были не сильными. Иначе ребенок может болезненно воспринять такое предложение.

4. Техника "СТОП" или "Замри"

Эту технику нужно рассматривать именно с точки зрения выхода из агрессии в направлении других детей или в потенциально опасной обстановке. В момент, когда ребенок может навредить себе или другим детям, его необходимо вывести из "экстремальной" ситуации и только потом дать возможность выйти этой злости, сбросить накопившуюся энергию.

Помочь в этом могут такие экспресс-методы, как:
  • сделать 3 глубоких вдоха;
  • попить воды;
  • произнести свою эмоцию;
  • попрыгать;
  • попросить поддержку у взрослого.

5. Обсуждение

Когда ребенок почувствовал, что его эмоцию признали, дали возможность "отделить" эмоцию от себя, сняли напряжение экспресс-методами и, возможно, даже развеселили на этапе 3, то наступает последний, 5 этап – обсуждение.

В этот момент ребенок уже спокоен и готов трезво оценить ситуацию. Поговорите с ним о его чувствах, эмоциях, а также придумайте вместе все возможные варианты выхода из подобных ситуаций – как еще можно среагировать, если такое повторится?

Если вы будете практиковать перечисленные методы в спокойном состоянии, то в момент агрессии вам будет проще и легче достучаться до ребенка, ведь в его сознании уже будут заложены правила управления гневом.


Со временем ребенок и сам будет в состоянии помочь себе справиться с негативными эмоциями, а это самое важное и ценное в выстраивании взаимоотношений и в принятии важных жизненных решений!

Ну и самое главное – это принятие ребенка в любом его состоянии. Только любовь мамы и ее поддержка могут помочь ребенку не бояться своих эмоций, научиться выражать их свободно, а главное – корректно, не обижая себя и окружающих людей.

Автор: Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей "Академия Монсиков", автор развивающих книг, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей.

Фото: unsplash.com