Контролируй! Оценивай! Действуй! КОД безопасности для детей и родителей.

Мамсила
Контролируй! Оценивай! Действуй! КОД безопасности для детей и родителей.

В конце весны – начале лета каждая вторая статья в СМИ начинается со слов "лето – время высокой травматичности детей". Мы не будем повторяться и никого пугать, расскажем про принципы и алгоритмы безопасности, которым можно и нужно обучать детей. И каждому педагогу и родителю это под силу.


Три принципа безопасного поведения:
 
Первый принцип – человек, даже если он ребенок, сам отвечает за безопасность жизни. В первую очередь – своей. Это чувство надо культивировать в ребенке. Мы много анкетировали детей – только в 10% случаев дети начальной школы отвечали "я сам", чаще отвечали "мама", "школьный охранник" и даже "Шойгу". Может это банальность, но в минуту опасности никого нет ближе к тебе, чем ты сам.

Второй принцип – ребенок должен четко усвоить, что у любой опасности есть предвестники и спутники – так называемые "индикаторы". Это характерный звук, запах, цвет, предмет, форма и т.п. Они предшествуют опасности и по ним можно ее распознать и подготовиться. Важно, чтобы ребенок знал эти индикаторы и умел отфильтровывать их от прочих сигналов внешнего мира. 

Нужно поощрять внимательность и наблюдательность ребенка. Даже на очень простых примерах: перед дождем все в природе затихает, животные и птицы прячутся, небо темнеет, ветер затихает – значит, скоро грянет стихия и нужно скорее бежать в укрытие.


Очень важна парадигма "Я – тот, кто опережает опасность". Опасность не должна быть хозяйкой положения. Зная предвестники, ребенок должен уходить из зоны риска. В этом смысл безопасного поведения.

А вот подготовить ребенка к правильному поведению в чрезвычайной ситуации, если она все-таки случилась – это самое важное, на мой взгляд. Жизненно важное. Главные враги здесь – растерянность и паника. Наши дети имеют зачастую противоречивое представление о том, как себя вести, например, при пожаре. Спросите для начала себя – а вы сами готовы к экстремальной ситуации?

Представьте теперь на вашем месте ребенка – умножьте свое незнание на нерешительность и неопытность.

Ситуации бывают разные. Мошенники изобретательны. Как ребенку не пойти в темный двор помочь дяде достать котенка из водосточной трубы, когда он сам слышит, как плачет этот котенок? Подобных ситуаций не счесть – как можно под каждую подстелить соломки?


Поэтому третий принцип – навык включать универсальный алгоритм выхода из опасности. Мы разработали такой алгоритм и назвали его КОД:

Контролируй обстановку

Оценивай риски

Действуй правильно и быстро

Навыки правильного поведения в опасных ситуациях можно тренировать так же, как мы тренируем любые другие навыки. 


Многие вещи нужно знать и довести до автоматизма. Умение справляться с опасностью зачастую не зависит от врожденных качеств – смелости, воли, физической силы. Если ты знаешь, что делать и делал это (даже пусть только в игровых ситуациях) – ты имеешь серьезное преимущество.
 
Именно этими принципами мы руководствуемся, проводя наши интерактивные занятия в летних детских лагерях. Хотя наш лагерь называется "Наукоград", это не значит, что в нем только ботаники и химики.

Код безопасности нужен каждому ребенку, поэтому специальный курс есть для каждой смены.


Младшие дети с удовольствием играют в "Остров безопасности", средние играют в суперагентов и выполняют миссии, а старшие снимают учебные видеоролики и рисуют учебные мультфильмы.
 
Автор: Наталия Сидорина, основатель лагеря для одаренных и талантливых детей "Детский Наукоград", автор курса интерактивных занятий с детьми по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности "Универсальный КОД безопасности", общественный деятель

Фото: Kate T. Parker