ЖЗМ: Как Таня бросила IT, стала художником и учит детей рисованию

Мамсила
ЖЗМ: Как Таня бросила IT, стала художником и учит детей рисованию

Мы открываем рубрику "Жизнь замечательных мам". В ней будем рассказывать о мамах, которые идут за своей мечтой, находят себя. О тех, кто вдохновляет и показывает своим примером: с рождением ребенка самореализация не только не заканчивается, а, напротив, цветет бурным цветом!

На самом деле мы и раньше писали об этом, а сейчас решили выделить эти тексты в отдельную рубрику. И готовы поделиться новой историей.

Пятница. Девять вечера. Мы с Таней Таганской, художницей, мамой и учителем рисования пьем чай в кафе за самым дальним столиком. Начинается караоке, люди вопят дурными голосами любимые песни, а мы говорим о жизни, о детях, об искусстве и материнстве, смеемся, пьем чай и пару раз прерываемся, чтобы подпеть.

Татьяна – человек удивительный. Проработав десять лет в сфере IT, будучи востребованным специалистом, в один день оставила работу и всерьез занялась рисованием.


Сегодня Танины картины можно увидеть в различных калифорнийских галереях, в том числе в Сан-Франциско. Кроме того, Таня учит детей рисованию. На днях открылась выставка ее учеников в галерее.
 

– Когда пришло понимание того, что пора менять свою жизнь?

 
– Долгое время рисование было моим хобби. У меня все удачно складывалось в IT сфере, как раз поступило предложение о работе с хорошими условиями и перспективой. Но я поняла, что если возьмусь за проект, то не буду рисовать. Я отказалась от предложения и почувствовала такую свободу!

Потом жизнь изменилась еще круче: я забеременела, мужу предложили работу в Америке. Первое время после переезда было тяжело: ни друзей, ни свободы передвижения, все новое, я осталась с ребенком один на один.




– Как ты справлялась с этим состоянием вакуума?

 
– Я рисовала дочку. Она на тот момент еще не ходила, так что это было возможно. Детей сложно рисовать, у них совсем другие пропорции. Потом, на корпоративе у мужа, я познакомилась с девушкой, которая тоже любит рисовать. Мы договорились встречаться по четвергам и рисовать, в итоге у нас собралась большая компания единомышленников.
 

– Когда ты поняла, что хочешь преподавать рисование?

 
– Кто-то из друзей попросил меня дать пару уроков. Так оно и пошло-поехало.


– Как ты искала подход к детям?


– Когда я только начала учить детей, я страшно боялась, что не получится и вообще не понимала как подступиться. Я искала разные методики преподавания изобразительного искусства: традиционные, советские и европейские, предоставляла свободу выражения, методики с пошаговыми инструкциями. Из всей информации я скомпилировала для себя нечто среднее. По этому пути идут многие школы: дается широкая тема, поддерживается творчество и идеи раскрытия темы, при этом ребенку в процессе рисования даются "технические" навыки, приемы работы с материалом, основы теории искусства, цвет и т.д.

Я не отбрасываю основы рисунка и живописи, даю понятия пропорций, перспективы, но ребенок сам придумывает, что он будет рисовать и каким цветом.

 


– Дети – какие они для тебя?

 
– Очень разные. Я хорошо помню себя в юном возрасте, поэтому я не отношусь к детям с особенным пиететом. Мне очень интересно, как ребенок будет развиваться, что произойдет с его интересом к рисованию, как он это реализует.

Я отдаю себе отчет в том, что, вероятно, никто из моих учеников не станет заниматься рисунком профессионально. Они учатся не для великой цели стать художниками, а для себя. Интересно, будут ли они рисовать, когда вырастут.

Я отношусь к детям, как к большому сырому материалу, это огромный потенциал, но никогда не знаешь, какими они вырастут, что на них повлияет, какое событие станет поворотным в жизни.
 

– Что по-твоему лучше всего мотивирует ребенка на рисование?


– Самая большая мотивация для ребенка – осознать "я могу это сделать". Когда он понимает это про себя, он хочет двигаться дальше.

Еще отлично мотивирует возможность показать свою работу. Мы недавно сделали выставку рисунков моих учеников в галерее, подошли к этому делу ответственно, постарались сделать все по-взрослому: детские работы висели рядом с картинами профессиональных художников.
 
Руководство галереи разрешило детям продавать картины, это было просто фантастически! Ученики очень воодушевились, особенно старшие!

Для них осознание "я могу заработать деньги своим трудом" очень важно. Проданы две работы, ученики горды до небес!

 

– Насколько детям важно признание?

– Детям нужно признание родителей. Особенно малышам: если мама где-то рядом, ребенок сразу же побежит ей показывать свою работу. Старшим детям, конечно, хочется признания извне. 

А еще посмотреть работы других детей полезно самим родителям. Иногда они не знают, чего ждать от своих детей.


Крайне познавательно посмотреть рисунки детей разного возраста. Сравнить, понять, что существуют стадии развития детского рисунка.

К примеру, родители четырехлетнего ребенка ожидают, что я сразу же научу его правильно рисовать человека или животное, класть тени. Но ребенок должен просто до этого дорасти.
 

– Как происходит этот процесс?

 
– В определенном возрасте, от трех и где-то до пяти лет, ребенок играет в процессе рисования прямо на листе: вот девочка рисует принцессу, аккуратно, красиво, а потом идет дождь, весь лист покрывается синими каплями и дальше развивается история. Мама в ужасе выхватит лист: рисунок испорчен! Не надо этого делать, в рисунке живет игра, появляется лужа, туча. То, ради чего все и затевалось! Процесс игры и ведет к росту.

Даже если ребенок взял и замазал все черной краской, не останавливайте его, спросите, почему он это сделал. Скорей всего вы услышите очень логичное объяснение, например, пришел медведь и занял все место на листе.
 


Или вот еще пример: когда мы рисуем автопортрет, я приношу детям зеркала. Сначала они сидят и изучают свое лицо. Потом рисуют. Приходит мама, видит работу и удивляется: "Ух ты, как он нарисовал свой нос! Он никогда так не рисовал!" А он просто внимательно посмотрел на себя.
 

– Учишь ли ты детей рисовать конкретные вещи, например, котика или лошадь?

 
– Я не задаю шаблоны и не показываю, как рисовать "правильно".  Мы разглядываем фотографии животных, картины великих художников. Например, пятилетние дети рисуют символ человека, котика, лошадки. Если ребенок придет к этому символу сам, для его развития это будет гораздо полезнее копирования готового штампа.



– Помогает ли тебе в работе с детьми то, что ты мама?

 
– Ну я хорошо понимаю детей возраста моего ребенка, но я бы сказала что скорее работа с детьми помогает мне быть лучшей мамой.

Когда у тебя один ребенок, ты думаешь, что все дети такие же. Когда же видишь многообразие детей, насколько они друг на друга не похожи, как-то проще воспринимаешь бытовые неурядицы.


– Мой последний вопрос: что тебе хотелось бы сказать другим мамам?
 
– Расслабьтесь! Дети очень быстро вырастут. Каких-то пятнадцать лет, когда они с нами, нуждаются в нас и всецело нам доверяют, а потом  все, они взрослые люди! А мы все смертны. Когда задумываешься об этом, как-то меньше хочется париться и переживать. Как сказал мой любимый писатель Том Роббинс, “Народы мира, расслабьтесь!”
 
Другие статьи из "Жизни замечательных мам" можно почитать по тегу #ЖЗМ. Если вы считаете, что вам есть, чем поделиться с нами, у вас есть интересный проект или необычная история вашей семьи – присылайте письма о себе на почту info@mamsila.ru.
 
Об авторе: Элина Каплун, мама двух дочек, студентка калифорнийского колледжа, в прошлом флорист, журналист. Всегда в поиске приключений и новых впечатлений.
 
Фото: Анна Сошникова