"Учеба – мое личное дело": как объяснить ребенку, зачем учиться

Мамсила
"Учеба – мое личное дело": как объяснить ребенку, зачем учиться

Чем старше ребенок, тем сложнее найти ответ на вопрос: "А зачем мне учиться?". И тем чаще он возникает. Татьяна Беглова, психолог-методист Центра психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ", рассказывает о том, как помочь ребенку найти этот смысл и мотивировать его на эффективное обучение.

Нередко ребенок воспринимает учебу в школе как "отбывание повинности", а не как дело, которое может способствовать развитию его способностей. Зачем мне это нужно, я же не собираюсь становиться математиком, биологом, химиком и далее по списку...


Причем когда ребенок только поступает в начальную школу, мы можем наблюдать, что он учится с интересом, а вот после 5 класса, как правило, интерес начинает угасать... И это происходит не потому, что ребенок не способен освоить программу, а просто потому, что он теряет мотивацию к обучению. Современные дети стали очень прагматичными. И я не наделяю это слово негативными оценками.

Первоклассники могут учиться, исходя из слова НАДО. Мы, старшее поколение, тоже многое делали, потому что НАДО. А современные дети – другие. Им важно понимать, зачем нужно учиться.

Подход, о котором я сегодня расскажу, помогает ребенку осознать те возможности, которые он получает лично для себя и своих интересов, учась в школе. Мотивация здесь – центральное понятие.

Она должна вырастать изнутри подростка, чтобы он ЛИЧНО понимал, какую задачу перед собой ставит. Это именно та психологическая сила, которая будет способствовать его успешности в будущем. Когда мы погружаемся в какую-либо деятельность, мы ставим перед собой разные задачи. И во многом это зависит от нашего мотивационного типа личности.

Приведу пример. Маленькие дети в детском саду играют в кубики. Один очень любознательный, ему нравится узнавать что-то новое, он рассматривает цифры и буквы на кубиках. Другой играет только потому, что рядом еще пять человек, и если бы он был один, от вряд ли бы сейчас этим занимался. Третьему интересно сделать так, чтобы из рассыпавшихся кубиков появилась башня. Четвертому важно понять, что он делает все это сам, без помощи. Кому-то важно делать что-то лучше всех. Казалось бы, примитивная деятельность детей, а внутренние мотивы у всех разные.

Дети в школе тоже погружены в один процесс, но внутренний двигатель у всех разный.


Работая с детьми много лет, разговаривая с ними, мы выработали классификацию из 5 основных мотивационных типов:



1. Исследователи


Главный вопрос, на который им важно найти ответ – как устроен этот мир? Белые пятна науки заставляют их развиваться и думать. В основе их желаний - узнать неизвестное, что-то доказать, проверить предположение. Кстати, познавательная мотивация долгое время в традиционной педагогике считалась основной и правильной. Многие психологи говорили о том, что если ее нет, то и с учебой не сложится. Однако это не так.

Какой навык нужно развивать в исследователях? Им всегда важно дойти до сути, и страдает ценностная сторона. Нужно помогать им раскрывать мир ценностей.

 

2. Проектировщики

Главный вопрос – как применять эти знания на практике? Если проектировщик не видит практической реализации – ему скучно. И когда он задает вопрос: "А зачем мне это нужно?", самый неудачный ответ, который только можно дать – "Потом поймешь". Потом поймешь в институте, потом поймешь на работе и т.д. Отнесение результата в далекое будущее для проектировщика недопустимо, он живет настоящим. И как только он видит, зачем ему это сейчас – глаза загораются.

Таким ученикам нужно подавать знания через конкретные примеры с проблемами. С опорой на теорию он может делать учебные проекты, организовывать деятельность вне школы.

Какой навык нужно развивать в проектировщиках? Навыки сотрудничества с другими людьми. Нужно помогать им строить конструктивные отношения в коллективе.  В погоне за реализацией идеи на практике он может забыть про многое.



3. Призеры

Это дети, которым важно быть первыми, причем не менее значимо, чтобы это первенство видели и оценивали другие люди. Им важно показывать свои возможности. Они во всем ориентируются на оценку себя и своей деятельности. В этом нет негативной коннотации, это нормальное желание продемонстрировать свой успех, быть лучшим.

Какой навык нужно развивать в призерах? Чтобы призер не использовал других только как инструмент самореализации, важно развивать в нем представление о том, что в основе оценки деятельности лежат не только баллы или рейтинги. Нужно развивать критическое мышление, эмпатию. Иначе есть риск превратиться в карьериста, который добивается успеха любой ценой.



4. Активисты

Включаются в образовательный процесс, если понимают, что знания помогут сделать жизнь людей лучше, либо если процесс познания организован в групповой форме. Самое главное для них  – взаимодействие с другими людьми. Активист хочет увлечь других своим примером, сделать что-то вместе, помочь другим и изменить мир, чтобы людям в нем стало лучше.

Какой навык нужно развивать в активистах? Навыки менеджмента – точка роста для этих детей. Из них могут вырасти хорошие менеджеры и управленцы, если они поймут, что через свои действия по управлению группой, они могут прийти к результатам, ценным для общества. Нужно акцентировать их внимание и на ценность познания, так как эта сторона, как правило, для них не очень актуальна.



5. Испытатели

Используют знания как инструмент изменения и проверки себя. Они постоянно задают себе вопросы: "А мне слабо? А смогу ли я?" И если учитель выстраивает взаимодействие с таким типом через проверку себя – ребенку становится интересно. А сможешь ли ты выучить это быстрее всех в классе? А сможешь победить в Олимпиаде? Эти проверки заставляют ребенка быть включенным в процесс. Испытатель хочет постоянно проверять себя на прочность.

Какой навык нужно развивать в испытателях? Развитие понимания ответственности за свою жизнь, уважение к правилам безопасности.Очень много громких ситуаций в СМИ связаны с детьми именно этого мотивационного типа. 


Есть дети с ярко выраженной мотивационной направленностью, но многим интересны несколько направлений. У детей могут быть разные мотивы, которые двигают ими в определенных деятельностях.

В рамках системы образования ЕСТЬ место для реализации самых разных мотивов. Когда мы работаем с педагогами, мы говорим о том, как настроить урок, чтобы он помогал каждому из типов эффективно обучаться. Когда мы говорим с родителями, мы рассказываем о том, что не все педагоги это знают, но в руках родителей – помочь детям понять, зачем им может быть нужна учеба, какие свои личные интересы они могут удовлетворить.

Найдите время, чтобы поговорить со своими детьми. Поверьте, дети не всегда понимают это. Нужно погружение в себя, чтобы понять что-то про себя. Помогите  детям перекинуть этот мостик. Например, ты – активист, учеба поможет решить тебе такие-то задачи и так далее.


Не нужно загонять детей в один мотив – познавательный. Давайте дадим им возможность осознавать и проявлять себя в разных мотивах.
 
На основе выступления Татьяны Бегловой, психолога-методиста Центра психологического сопровождения образования "ТОЧКА ПСИ" в рамках "Субботы на Салоне" 15 апреля.

Все материалы о Московском международном салоне образования 2017 - по тегу #ммсо.

"Мамсила" выступает информационным партнером Московского международного салона образования.