Почему я не боюсь сравнивать своих детей

Мамсила
Почему я не боюсь сравнивать своих детей

Говорят, что нельзя сравнивать детей. Это задает им неправильный сценарий отношений: вместо дружбы и взаимопонимания – сплошной спринт и соревнования за родительское одобрение. Наверное, так оно и есть, только вот иногда от страха ошибиться или не правильно поступить мы наносим детям еще больший вред.

Хорошо помню, как в ожидании второго ребенка я читала разные книги о детском воспитании и очень волновалась: вот родится мой второй ребенок, а вдруг мне не хватит любви на двоих детей, что мне делать с ревностью, которую непременно будет испытывать старшая дочка, как свести сравнение детей на нет?

А потом родилась моя младшенькая. В первую нашу с ней ночь в роддоме я разглядывала ее нос, щеки, как она посапывала и причмокивала, крепко держа меня за палец во сне. И тогда я почувствовала, что любви мне точно хватит и делить ее между детьми не придется, потому что любви просто стало в два раза больше. Словно сердце увеличилось само по себе.

Как-то мой муж, отвечая на вопрос дочки, что было до ее рождения и чего не было, сказал: "До твоего рождения я и не предполагал, как много во мне может быть любви". Точнее и не скажешь.


Незадолго до рождения второго ребенка я прочла книгу авторов Фабер и Мазлиш "Братья и сестры. Как помочь детям жить дружно." Это очень хорошая книга, потому что в ней приведены ситуации из жизни и конкретные примеры того, как сравнение детей может их ранить. Более того, эта книга помогла мне, выросшему ребенку, разобраться с обидами на родителей за сравнения нас с братом. По прочтении я решила, что никогда не допущу такой ошибки. Не буду говорить: а вот твоя сестра быстрее съела кашу, она лучше нарисовала, быстрее прочла, пробежала и так далее и тому подобное.

Подобных ошибок я допустила великое множество. И, даже если я не произносила ничего вслух, я все равно без конца сравнивала своих детей. И удивлялась, насколько в одной и той же ситуации они по-разному себя проявляют, как реагируют, что делают. Интересное и захватывающее для одной оказывалось нудным и скучным для другой. Младшая неслась в бассейн, старшая заходила в него полгода, младшая, закусив губу, осваивала самокат и прочие транспортные средства, старшая быстро теряла интерес к освоению чего-либо, если не получилось сразу.

Конечно же, я очень старалась не произносить фраз из разряда: а вот твоя сестра сделала то-то, а ты все никак. Но и они вылетали из моего рта еще до того, как я успевала подумать.


Тем не менее мои дети дружны.

Все встало на свои места после того, как однажды старшая дочка пришла ко мне и спросила: "Мама, а ты нас одинаково любишь?" Я посадила ее к себе на колени, показала свои руки и сказала:

– Смотри, у меня две руки, одна – правая, другая – левая. Какая из них лучше?
– Не знаю…
– И я не знаю. Я не смогу обходиться без обеих, они одинаково мне нужны и важны. Вот вы с сестрой для меня, как мои руки. Каждая разная и обе – часть меня.

Иногда попытка объяснить ребенку что-то важное и в то же время сложное оборачивается тем, что и сама осмысливаешь происходящее под иным углом. Потому что с детьми даже о самом противоречивом нужно говорить очень просто, передавая суть без накручивания формы.

В тот момент я поняла, что мне больше не страшно сравнивать детей, я же не боюсь сравнивать свои руки.


Мои дети соперничают друг с другом. Иногда спрашивают нас, кто из них лучше или хуже, красивее, умнее. И эти вопросы неизменно вводят в ступор, потому что на них нужно ответить не то, чтобы правильно, но как-то понятно.

Однажды мы долго рассматривали цветы и поняли, что красота одного цветка не отменяет красоты другого. А потом сравнивали животных и поняли, что жирафу проще достать до верхушки дерева, потому что у него длинная шея, а заяц быстро бегает, потому что у него сильные лапы, у белки есть хвост, у крокодила длинная пасть, у бабочки красивые крылья. Мы сравниваем листья, облака, машины. Потому что это интересно.

И у меня не получается не сравнивать своих детей, потому что сравнивать их мне тоже очень интересно.


Книги о детском развитии и воспитании полезны, они написаны знающими людьми; к советам, приведенным в этих книгах, конечно же, стоит прислушиваться и примерять их на себя.

Но мы не роботы и не компьютеры, которых можно запрограммировать на верный путь. Зато где-то в глубине нас уже заложена та правда, которую иногда просто нужно найти и услышать. И слышать себя не менее важно, чем читать умные книги. Да и ошибки совершать бывает полезно, лишь бы найти в себе силы их признать и исправить.  

Об авторе: Элина Каплун, мама двух дочек, студентка калифорнийского колледжа, в прошлом флорист, журналист. Всегда в поиске приключений и новых впечатлений.

Фото: Melina Nastazia