Помогите своим детям быть счастливыми

Мамсила
Помогите своим детям быть счастливыми

Доктор Ангарад Радкин, клинический психолог из университета Саутгемптона, с особым интересом работает в области психического здоровья ребенка. В этой статье она рассматривает глубинные смыслы игры,  говорит о том, как игра помогает детям узнать о себе и мире, и как мы, родители, можем поощрять позитивные игры.

Есть много определений игры, но существует общее мнение, что для того, чтобы играть, дети должны свободно выбирать себе занятие, которое было бы для них приятным.


Игра помогает ребенку в развитии самовыражения, общения, отношений и новых навыков.
 
Надо отметить, что гендерно нейтральные игрушки все чаще становятся нормой. Но все же, мальчикам и девочкам нравится играть с разными игрушками. Например, недавнее исследование показало, что девочки дошкольного возраста, как правило, проявляют больше интереса к "девчачьим" игрушкам, которые окрашены в "женские цвета", в то время как мальчики, естественно, больше заинтересованы в мужских игрушках.

Что могут сделать родители, чтобы поощрять здоровую игру своих детей?
 
Игра является наиболее приятной и информативной для детей, если они сами управляют ей, поэтому так популярны  у детей игры, где ребенок занимает ведущую позицию. Родители могут поощрять игру, принимая лидерство ребенка, вступая в нее и выходя при необходимости (под управлением  ребенка). Дети строят свою игру очень по-разному, так что важно не мешать им в этом процессе.

Я бы сказала, что нет такого понятия, как нездоровая игра. Если во время активных физических занятий дети начинают бить друг друга и расстраиваются, тогда игра такого рода может быть остановлена, но в остальное время ее можно рассматривать как здоровую.


Даже моменты разногласий (например, слезы по поводу обмена игрушками) могут быть здоровыми, поскольку они являются ценной возможностью для детей узнать о себе, о других, развить коммуникационные навыки, понимать значение очередности и т.д.

Почему ребенку важно играть, чтобы быть счастливым?
 
Игра для ребенка является тем же, что и работа для взрослых. Это способ для детей учиться, расти, получать удовольствие и преодолевать трудности. Это путь, идя по которому, они познают мир  и узнают, как существовать в нем. К счастью, мы отошли от эпохи, определяющей детскую игру, как простой способ занять свободное время. Сейчас известно, что игра влияет на гармоничное развитие ребенка.

Детям нужно выражать себя, им нужно действовать (хотя язык все еще не является их основным способом выражения) и игра дает им безопасную форму, в которой они могут делать это.


В ней они – главные, все подконтрольно только им, в отличие, например, от остальной части жизни ребенка, которая в значительной степени контролируется взрослыми.

Почему так важно позволять детям самостоятельно пробовать и узнавать, что им нравится или не нравится?
 
Мы, взрослые, гораздо больше ценим те взгляды и убеждения, к которым пришли сами, без помощи других. Мы не любим, когда нам указывают, что нам нужно делать, хотеть, выбирать и т.д. Это правило действует и в отношении детей.
 
Через игру, самостоятельно управляя ей, дети могут узнать, что им нравится и не нравится, что для них хорошо, а что –  не очень, за что они получают позитивную оценку других детей.

Да, взрослые могут направлять, но дети научатся владеть своими чувствами гораздо лучше, если они обнаружили их самостоятельно.


Могут ли дети попадать под влияние других участников игры?


Да, безусловно, они могут находиться под влиянием других детей. Дети учатся через наблюдение, а затем – подражание. Наблюдение за тем, как другие играют с определенной игрушкой, повлияет на то, как ребенок затем будет делать это сам. Этот процесс обучения через игру очень важен. И дети научатся гораздо больше именно от самостоятельной игры с другими детьми, чем со взрослыми.
 
Таким образом происходит сочетание наблюдения и самопознания через естественные пробы и ошибки свободно текущей игры (в отличие от инструкции взрослого, который пошагово показывает  как надо что-то делать с игрушкой).

Ребенку лучше играть с детьми одного возраста или с более взрослыми детьми?
 
Дети играют по-разному со сверстниками и детьми другого возраста. Исследования детских игр с братьями и сестрами показали, что игра ребенка является более сложной, наполненной дополнительными вызовами, когда он играет со старшими детьми. Но важен правильный баланс между играми с более взрослыми ребятами, когда ребенок может получить новые навыки, но при этом будет немного вытеснен из зоны комфорта, и играми со сверстниками, где ребенок не беспокоится о том, что он отстает или сделает что-то хуже других.

Для ребенка будет идеальным сочетание возможных игр, будь то внутри или вне помещений, в паре, в группе, с более маленькими детьми или с детьми более старшего возраста.


Важно также, чтобы в его "арсенале" были и разные игрушки, которые позволяют играть по-разному – самостоятельно или в компании друзей. Благодаря этому богатому разнообразию опыта, дети узнают о себе, других и мире несоизмеримо лучше, чем могли бы научить их родители, просто рассказывая об этом.
 
Источник
 
Перевод Марины Польской специально для "Мамсилы"

Понравилась статья? Подписывайтесь на нас: FacebookTelegramВконтакте. 

Фото: Kate Vellacott