А он себя сегодня хорошо вел?

Мамсила
А он себя сегодня хорошо вел?

Мамы и бабушки после занятия любят подойти к преподавателю и задать этот волшебный вопрос. Это и в садике бывает, и в школе, и на кружке... Мы это наблюдаем на каждом занятии. То одна мама, то другая, отправляя ребенка к нам, его напутствует: "Веди себя хорошо!", а потом подходит после урока уточнить (как правило – держа ребенка за руку): "А он хорошо себя вел?"

Я люблю отвечать родителям примерно так: "Он отлично себя вел: бегал, прыгал, баловался, учился говорить "нет", и делать не как все!"

А по большому счету, что может ребенок вынести из такого напутствия взрослых – "Веди себя хорошо"?


Вот, скажем, ребенок истощаемый, который быстро утомляется – если в прошлый раз он "выключился" через 15 минут и до конца урока почти ни в какую игру не включался, а в этот включился дважды на 20 минут, то это он хорошо себя вел? Или просто успел отдохнуть и погулять перед занятием?

Или очень тихий ребенок, которого мы обычно не слышим, смог громко сказать что-то или начал громко топать на соответствующем задании – это "хорошо себя вел"?

Или другой, очень активный и шумный ребенок, егозливый и непоседливый, который не может спокойно просидеть и минуты. Он отлично соображает, но часто пропускает мимо ушей правила игры, не запоминает их, не дослушивает. Решить-то задачу он может, но услышать ее для него пока почти невозможно – сам себя затормозить он еще не умеет.

Он весь урок ползал, бегал, качался на стуле, стучал карандашом, тихо напевал (он по-другому не умеет!). Зато не толкался уже. Он хорошо себя вел?


Нервный ребенок, тревожный и самокритичный, который остро переживает любую неудачу, и злится, если не может быстро справиться с заданием.

Бабушка подходит и спрашивает:

– Ну как? Он сегодня хорошо себя вел? Мы с ним договорились!

– Ну как он себя вел? Как мог, так и вел.

– Ну, он не злился?

– Злился! И я тоже злюсь, когда у меня что-то сразу не получается. И вообще-то, это нормально – в такой ситуации злиться. Он отлично сегодня злился! И даже не швырял кубики, хотя был очень зол.

Автор: Женя Кац, автор методики "Мышематика" по обучению математике, чтению, креативности, творчеству через совместную игру

Фото: nirrimi.com