Речь, так же как и внешность, влияет на восприятие нас окружающими. По этой причине родители уделяют тому, как говорит ребенок, столь пристальное внимание. Но все ли проблемы можно заметить без специального образования? А если дефект речи очевиден, то как выбрать хорошего специалиста?

На вопросы о работе логопеда и логокоррекции отвечает логопед-дефектолог, мама троих детей, Юлия Ганжа.

Юлия живет в Петербурге, окончила ЛГУ им Пушкина по специальности логопед-дефектолог. Работает с 2007 года, за ее спиной 4 детских сада, 2 школы, частная практика и детские центры. Проходила повышение квалификации по курсам ФГОС. Есть своя программа раннего развития.

– Юлия, для чего вообще нужен логопед, помимо постановки звуков? Как понять, что ребенок, который все вроде бы правильно выговаривает, логопат?

– Кроме постановки звуков логопед развивает все компоненты речевой системы – словарный запас, грамматический строй речи и артикуляционную моторику, просодику, связность речи, общую и мелкую моторику. Логопед закладывает фундамент обучения грамоте и звукового анализа слов, развивает зрительное и слуховое внимание и память, пространственное восприятие, мышление.

Логопед – это специалист, который не только исправляет речь, но и развивает ребенка, в процессе игры готовит к дальнейшему обучению. То есть, логопед – это не только “поставить шипящие”. Это общее развитие всего связанного с речью.

Когда однозначно нужен логопед? Например, когда ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги. Еще если у школьника проблемы с письмом – обычно учителя это замечают во 2-3 классе. А если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом и чтением – срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

– Как отличить хорошего логопеда от плохого? Вот ходит ребенок на занятия, отзывы были отличные, все довольны, а у вас нулевой прогресс. 

– Профессионализм – это моя больная тема… Давайте попробую дать конкретные советы по поиску логопеда. Прямо интересуйтесь образованием специалиста и тем, повышает ли он квалификацию, получает ли дополнительное образование, в каких учреждениях работал специалист и где работает сейчас. 

Важно, сколько детей было в его практике. Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме. Важны профессиональные междисциплинарные связи, то есть, с кем сотрудничает логопед – врачи, педагоги, есть ли у него достаточная база знаний о том, как связана его узкая сфера деятельности с другими аспектами, например, с физиологией, психологией.

Хороший специалист не будет “тянуть одеяло на себя”, а будет взаимодействовать с родителями, искать общий язык с ребенком, экспериментировать, учитывать различные факторы, влияющие на каждый конкретный случай, и подберет оптимальную программу. Хороший логопед должен обожать свою работу, развиваться в этой области и просто любить детей!

– Можно ли доверять логопеду, который сам шепелявит или картавит? Специалист проявляет себя как внимательный диагност, находит проблему, но речь его сама не вполне совершенна. Что скажете?

– Как бы печально это ни звучало, но нет, не может. Речь логопеда является образцом речи для пациента. Логопед не сможет правильно поставить ребенку звуки и как минимум создаст дополнительную проблему пациенту, даже если занятия ориентированы не на звукопостановку, а, допустим, на дисграфию.

– Какие ошибки чаще всего допускают родители детей-логопатов, когда дети начинают заниматься с логопедом? Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата? Чего делать ни в коем случае нельзя?

– Не бойтесь консультироваться с детским психиатром, неврологом, психологом. Не ругайте за неудачи, запаситесь терпением. Логопедия – это работа. Систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день только в доброжелательной, игровой форме. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите и учитесь сами наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Важно позитивное подкрепление – указывать не на ошибки, а на успехи. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Важно обязательно пройти коррекционный курс до конца, не бросать после первых результатов.

Верьте в силы своего ребенка. Напоминайте, что любую проблему можно решить, и что сейчас как раз вы этим и занимаетесь. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

– Есть ли какие-то “маркеры”, по которым родители могут понять, что проблема специалистом идентифицирована неправильно, и что заниматься надо по другой методике или что логопед исправляет не то, что нужно исправлять? Как понять, что логопед ошибся, особенно если он сам настаивает на обратном?

– Мне сложно судить… Среди логопедов, как и среди всех специалистов, есть и хорошие и “нехорошие”. Чем грешат “нехорошие” логопеды? Тянут время и деньги. Точных данных о том, сколько времени займет исправление одного звука, нет, таких цифр не существует. Но есть определенные рамки. Я бы посоветовала сразу спросить логопеда примерные сроки исправления проблемы. 

Еще один “маркер” неправильной работы логопеда – отсутствие работы как таковой. Такое бывает чаще всего в детских садах – занятия происходят без контроля родителя, дети посещают логогруппу и остаются на повторное обучение, диагнозы не изменяются, результат нулевой.

Есть еще один вариант – логопед не делает то, что нужно. По незнанию или намеренно тратит время впустую. Я всегда советую присутствовать на занятиях, заглядывать в тетрадь с домашними заданиями, чтобы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. 

Если считаете, что логопед ошибся, но он настаивает на обратном, обратитесь еще как минимум к двум специалистам, чтобы понять для себя правильность работы логопеда, либо сменить его на другого. И ничего не пускайте на самотек – приходите, смотрите, спрашивайте, консультируйтесь!

– Всегда ли родители сами могут отличить несерьезную проблему от серьезной, а возрастные особенности от проблем? В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда, и необходима ли она всем без исключения?

– Родители действительно не всегда видят серьезную проблему, могут предполагать, что это особенность характера. Часто приходят и родители с детьми 1 года, и те, у кого детки 3-4 лет. Сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенок начнет говорить в 4 года, не стоит. Может, начнет, а может, и нет. Логопед объективно оценит словарный запас ребенка и его возможности. Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи.

Могут ли родители сами заниматься с ребенком дома? Конечно! Артикуляционная гимнастика, занятия по общеразвивающим книгам, общение и познание мира, – все это замечательно и очень важно. Но, увы, не заменит работу со специалистом.

– Каким образом логопед может работать с детьми-билингвами? В чем заключаются сложности логопедической коррекции у детей-билингвов, особенно если это языки не из одной языковой группы (с разными фонетическими и графическими системами, например). Что делать родителям таких детей?

Основные принципы и подходы работы при многоязычии уже достаточно четко определены: сперва овладеть одним языком, чтобы было легче усваивать остальные, следовать принципу “один взрослый – один язык”, то есть, например, папа говорит по-грузински, мама – по-итальянски, но не оба сразу. Важно пользоваться проверенными методами преподавания одного из языков как иностранного и тесно взаимодействовать с родителями и работающими с ребенком специалистами и учреждениями.

Ребенок, свободно говорящий на двух языках – мечта многих родителей.

Если ребенок неправильно или нечетко произносит какие-то звуки, то параллельно с логопедическими занятиями важно ненавязчиво поправлять его в повседневных разговорах, подчеркивая произношение похожих фонем в разных языках. 

Тем не менее родители должны ориентироваться на общение с ребенком, а не на контроль за его речью. Детям нужно чувствовать, что маме и папе гораздо важнее то, что он говорит, а не его произношение отдельных слов и выбранный язык. Так, родитель может пов торить вопрос в правильной форме, предварительно уточнив: “А, ты хочешь спросить…”

– Какие книги вы советуете почитать всем родителям?

–  “Альбом по развитию речи”, авторы С.В. Батяева, и Е.В. Севастьянова. Есть шикарные сборники пальчиковой и артикуляционной гимнастики – “Большой логопедический учебник” Е.М. Косиновой, “Артикуляционная гимнастика” Н.В. Волошиной, “Пальчиковые игры” О.И. Крупенчук. Хороша та же книга Крупенчук “Научите меня говорить правильно! Комплексная программа подготовки ребенка к школе” и З.Е. Агранович “В помощь логопедам и родителям. “Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи”.

А вообще, общайтесь с детьми, складывайте пазлы, рисуйте пальчиковыми красками и пойте песни. И главное – любите своих детей!

+1
+1
2
+1
1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

“Кукутики” – это настоящий шоу-бизнес”: Артур Днепровский о создании музыкального шоу для детей на Youtube

Продюсер популярных детских каналов на Youtube Артур Днепровский рассказал нам о том, как создавался проект "Кукутики", о настойчивости на пути к цели и о том, что советскому музыкальному наследию давно пора добавить ярких красок и новых песен.