Я не устану повторять, что наши дети – другие

Мамсила
Я не устану повторять, что наши дети – другие

Я не устану повторять: современные дети совсем не такие, какими были мы и даже нынешние 20-летние. Они совсем другие. Они живут в другом мире. Пытаться воспитывать их старыми традиционными методами – все равно что кормить кобылу, которая запряжена в телегу, в то время, когда все, кто должен был бы в той телеге сидеть, улетели на самолете.

Пока мы кормим кобылу, наши дети летят на самолете, который не прошел нашего техобслуживания, не загружен бортовым питанием, не оснащен средствами безопасности. И кто за штурвалом – мы не узнали. Нам некогда было. Мы кобылу кормили в это время.


Наши дети отличаются от детей, которые были еще 20 лет назад, примерно так же, как компьютер от печатной машинки "Ятрань". Люди поколения "за 40" помнят, как мы ходили на специальные курсы, чтобы научиться работать на компьютере. Нынешним подросткам в это трудно поверить, потому что они как будто родились с уже сформированными навыками общения с гаджетами.

Видимо, им и с детьми своими не надо будет учиться дружить. Нам – надо. 


Современные дети отличаются от предыдущих поколений прежде всего… родителями. Сегодняшних подростков родили и воспитывают представители того самого поколения 90-х. Нас еще называли потерянным поколением, помните? Нам пришлось иметь дело с другой страной, (совсем не той, в которой мы родились и в которой жили наши родители), другим общественным строем, другими ценностями, другой историей, другими отношениями между людьми. Без предупреждения, в одно мгновение. И другими, совсем другими детьми. 

Мы смирились с тем, что у нас не выйдет "как у мамы" получить бесплатное образование, получать гарантированную среднюю зарплату, что безвозвратно исчезли распределения на работу в вузах, очереди на получение жилья, профсоюзные путевки в санаторий в Крыму.


Мы привыкли к тому, что не надо прятать двухкопеечную монетку, чтобы потом позвонить, научились пользоваться пластиковыми банковскими картами и совершать покупки, не выходя из дома. Мы забыли, что белье надо отбеливать путем кипячения его в цинковом баке с добавлением канцелярского клея, а каналы телевизора можно переключать пассатижами.

А вот формулу "Меня так воспитывали и ничего, вырос" забывать упорно не хотим.



Современные дети отличаются от тех, кто ходил по своим дорогам несколько десятилетий назад, тем, что они ходят по другому дорожному покрытию и в другой обуви. И то и другое заставляет их двигаться гораздо быстрее, даже стремительнее, чем двигались все предыдущие поколения.

Поэтому они часто не обращают внимания на красивейший лес, который растет вдоль дороги, не видят опасностей, не замечают кемпингов, шпарят без виз через границы, не успевают выучить правила движения. Некоторые из них, забывшись, проскакивают нужный пункт назначения. Некоторые не выдерживают темпа из-за недостатка горючего, и тогда они просто падают на обочине и отказываются двигаться дальше. 

Современные дети отличаются тем, что у них очень много информации и очень мало знаний. От этого они часто теряют ориентиры и не умеют отличить черное от белого. А о том, что есть другие цвета, порой даже не догадываются.


Современные дети обладают, в сравнении с предыдущими поколениями, обостренным чувством собственного достоинства. И вместе с этим порой вообще не обладают чувством достоинства того, кто рядом, будь это родители или одноклассники. 

Современные дети растут в атмосфере бесконечных претензий к ним всех, кому не лень. А не лень всем: родителям, учителям, бабушкам у подъезда, тетенькам из министерства образования, маминым подругам, участковому доктору, тренеру в спортивной школе…

Они всем должны. Хорошо учиться (а то родителям придется платить за вышку), хорошо сдать ЕГЭ (а то упадет рейтинг школы), умножать в задаче количество литров молока на бидоны, а ни в коем случае не наоборот (а то проверяющий компьютер не поймет, что ошибки нет и литров от этого не стало ни меньше, ни больше), не носить рваные джинсы и не выбривать виски (потому что ужас, "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна"), завоевывать медали (потому что тренеру надо отчитаться за медаль, а не за здоровье ребенка).

Современные дети растут в мире, где правда и ложь меняются местами каждую секунду.


Если пепси-кола и чипсы вредные, почему их продают в магазинах? Если мы живем в великой стране, почему больных детей не лечат бесплатно? Если американские мультики тупые и их нельзя смотреть, а смотреть можно хорошие советские, почему по телевизору показывают то, что смотреть нельзя, а что можно – не показывают? 

Разные люди используют современных детей как средство достижения собственных целей. И защитить, поддержать, направить в нужную сторону, иногда спасти их могут только родители. Если, конечно, родители поймут, что прежние методы воспитания сегодня часто не работают.


Современных детей нельзя бить. Нельзя унижать сравнениями и чрезмерной опекой. Им нельзя внушать, что взрослый всегда прав. С ними не работают запреты. Точнее, все это и раньше было нельзя, но сегодня особенно, потому что ресурсов, чтобы справляться с последствиями такого воспитания, у современных детей гораздо меньше.


С ними надо дружить. Иначе они будут дружить с теми, кто, как им покажется, их понимает. Свято место, как известно, пусто не бывает. Еще раз про машинку "Ятрань". Есть в Интернете такая видеошутка. Девушка за компьютером, бойко стуча по клавиатуре, допечатав строчку, не задумываясь, смахивает на пол монитор уверенным движением правой руки. Тем самым, которым двигала рычаг на машинке, чтобы начать новую строку.

Так и мы – по привычке размахиваем руками там, где давно не надо этого делать… Разбитый монитор починить, конечно, можно. Только с помощью очень опытного мастера и задорого. И даже в этом случае он не будет таким, каким сошел с конвейера. 

Я призываю не разбивать то, что потом придется долго восстанавливать.


Лучше учиться с самого начала обращаться со смыслом нашей жизни, с ее главной радостью и тревогой бережно. Тогда радости будет больше, а тревог – меньше. 
 
Автор: Марина Солотова, основатель "Детского медиа-холдинга "Академия радости", консультант по семейной педагогике

Фото: Cat Runyan