Школам не хватает мягкой мебели, зон для отдыха и совместного творчества

Мамсила
Школам не хватает мягкой мебели, зон для отдыха и совместного творчества

Исследователи образовательной среды по международной шкале SACERS пришли к выводу, что в столичных школах не хватает мягкой мебели, пространств для уединения и вовлечения детей в творческие проекты.

Параметры исследования

В Московском педуниверситете обсудили, как создать в школе комфортную атмосферу с помощью мобильной мебели, современных архитектурных и дизайнерских идей. Объектами исследования стали 59 столичных школ, которые оценивались по 412 индикаторам международной шкалы SACERS.  

Эксперты анализировали наличие мягкой и трансформируемой мебели, столов для игр, познавательных и творческих пространств, безопасных условий учебы и досуга, оценивали организацию коммуникации между учителями, школьниками и родителями, участие педагогов в профессиональных конференциях, планирование среды с учетом детей с ограниченными возможностями.

Столичным школам дали среднюю оценку 4,4 балла из 7. "Школы оборудованы достаточно, но в них важно поддерживать качество и культуру жизни", – рассказала заведующая лабораторией образовательных инфраструктур института системных проектов МГПУ Елена Иванова.


Чего не хватает школам?

Мы привыкли к мысли о том, что запах столовой в школе и пустые коридоры – это норма. Но даже на уровне психологии дети чувствительны к количеству дневного света, свежему воздуху, приветливому персоналу, наличию культуры встречи и ухода из здания.

Школы можно обустроить грамотной навигацией, трансформируемой мебелью, лавочками, атриумами, подиумами, галереями и открытыми библиотеками, где каждый может свободно взять книгу, прийти и отдохнуть.

В школе №1392 им. Рябинкина уже реализовали идею комфортного обустройства среды.

Классы оборудовали прозрачными стенами, вместо доски установили магнитно-маркерное покрытие, стандартные парты и стулья заменили на трансформируемую мебель, которая регулируется индивидуально под ученика.


В школе есть курсы по 3D-моделированию, классы робототехники, мастерские для работы по дереву и металлу и инженерная лаборатория для программирования "IT-полигон". Кроме того, при строительстве нового корпуса входы построили на одной линии с тротуаром с учетом потребностей детей с ограниченными возможностями.

Красивая мебель – это еще не все

Исследование SACERS показало, что дети остро воспринимают неопрятный вид стен, некачественный ремонт и пустые коридоры. Как оказалось, дети готовы поддерживать в школе чистоту, они открыты к коммуникации с педагогами, но им не хватает участия в жизни школы.

В том, что дети ищут применения своим творческим способностям и нуждаются в заботе со стороны педагогов, убедились в Гимназии им. Е. М. Примакова. Технологическое оснащение кабинетов, наличие опенспейсов и удобная навигация могут стать приманкой для детей.


Со временем школьники привыкают к идеальным условиям. "Важно дать детям шанс самостоятельно генерировать идеи. Поэтому в гимназии мы предложили детям разработать проекты модернизации четырех зон для встреч и общения, в результате они подготовили макеты пространств, которые после дизайнерской доработки мы хотим реализовать к следующему учебному году", – рассказала директор Гимназии им. Е. М. Примакова Майя Майсурадзе.

В школе № 1925 консолидация детей и педагогов возникла благодаря появлению комплекса уникальных музеев. На четырех этажах здания организовали несколько экспозиций на темы русского фольклора, наследия советских школьных традиций, дворянской культуры, истории российской авиации. Педагоги и школьники регулярно проводят в музеях тематические экскурсии и творческие вечера.

"Когда пространство наполняется вещами с историей, оно начинает притягивать к себе", – рассказала преподаватель начальных классов школы № 1925 Евгения Меркулова.


По итогам исследования эксперты и участники проекта пришли к выводу, что комфортное восприятие окружающей среды и общее эмоциональное удовлетворение возникает не только на фоне современных дизайнерских и архитектурных решений. Важным аспектом является живая энергия в стенах школ, которую могут воссоздать педагоги и дети с помощью интересных проектов и вдохновляющих идей.

Фото: archilovers.com