Счастье как школьный предмет

Мамсила
Счастье как школьный предмет

Бывший директор школы, Эрнст Фритц-Шуберт, в 2007 году в своей школе в Гейдельберге разработал школьный предмет – счастье. Сегодня в своем педагогическом институте он передает эту концепцию другим учителям.


– Господин Фритц-Шуберт, как вам такая идея пришла в голову? Нужно ли учить школьников в Германии ощущению счастья?

– На тот момент я уже 30 лет состоял на школьной службе и понимал, что для учеников школа не является тем местом, в котором они счастливы. При этом задача школы должна состоять в том, чтобы пробудить и сохранить радость в обучении – не только в академических целях.

Мне кажется, что школа отучивает нас от любопытства.


Вопреки всем познаниям в сфере психологии многие педагоги обращаются со своими учениками как с "обучающимися машинами", которые репродуцируют заданный материал. Но если учителя будут видеть себя не как искателей неисправностей, а как кладоискателей, это положительно скажется на обеих сторонах.

В первую очередь я думал об обделенных учениках, которые имеют о школе такое отрицательное впечатление, что теряют желание учиться. Школьный предмет счастье призван укрепить собственную личность.

Многие исследования показывают, что счастливые и довольные люди ссорятся реже, они здоровее, восприимчивее и у них сильнее развито творческое мышление.


– Что преподается на школьном предмете счастье?

– Целями школьного предмета счастья являются удовлетворенность и жизненные компетенции. К ним относятся нахождение смысла, чувство защищенности, межличностные отношения, автономные действия, самопринятие, обращение с окружающим миром и личностное развитие.

Четыре вопроса позволят разделить это на этапы обучения: Кто я? Что мне нужно? Что я умею? Что я хочу? Школьники учатся тому, как осознавать свои мечты и потребности, формулировать на их основе цели и находить пути к их реализации. Но они также занимаются неудачей. Важно рано научиться правильно обращаться с поражениями, видеть их как шанс для того, чтобы лучше преодолевать трудности в будущем.

– Как можно представить себе такой урок?

– Сочетание психологических выводов и практических упражнений, которые задевают за живое для того, чтобы они укоренились в мозгу, себя зарекомендовало.

Один из моих учеников описал это таким образом: "Тому, чему нас учат на этике, мы упражняемся на школьном предмете счастье.


Для учеников начальной школы существует хорошее упражнение уважения: один ребенок сидит на стуле, а другие шепчут ему что-то приятное в ухо, проходя мимо. При этом ученики ощущают на себе, что принятие и высказывание комплиментов вызывает хорошее самочувствие, а что унижение других воспринимается плохо.

Для старшеклассников я разработал игру "Храм добродетелей". Она основана на учении Аристотеля о добродетелях. При этом ученики составляют собственный личностный профиль и таким образом осознают положительные качества своего характера.

– Каким образом уроки счастья меняют учеников?

Научные сопровождающие исследования подтверждают, что у них развивается более сильное чувство собственного достоинства. Они более чуткие, открыто и активно общаются с другими, верят больше в собственные силы и способности и оптимистичней преследуют свои цели.

– Сколько школ уже внедрило эту концепцию?

– Примерно 40 в Германии и 140 в Австрии. В Институте им. Фритца-Шуберта мы с 2009 года подготовили свыше 500 учителей.

Источник

Фото обложки: deutschland.de