7 принципов воспитания от матери-феминистки

Мамсила
7 принципов воспитания от матери-феминистки

Ничего особенного – уважение к личным границам дочери, к ее желаниям и интересам, разностороннее развитие и самостоятельная умелая мама.

Это программа-минимум, доступная многим. И спецпрограмма – правда о жизни и умение называть вещи своими именами. Она индивидуальна, как всякая передача ценностей. Но сторонниц у моих ценностей становится все больше и больше, и это внушает надежду.

1. Уважение к личным границам

Личные границы – это и телесная неприкосновенность ребенка, и границы его (ее – у меня дочь) личности, и право на собственные вещи и личное пространство, и право на "нет", и право на желания и нежелания, и право выбора там, где его можно доверить ребенку.

Умение отстаивать свои личные границы – это один и стержней личности и один из залогов будущей безопасности девочки.



Телесная неприкосновенность

Если ребенок не хочет обниматься при встрече – ребенка никто не смеет обнимать (мама на страже). Детка просит "отпусти" в домашних тисканьях и шумных играх – детку отпускают. Любое папино "ну дай я тебя поцелую/обниму, я же тебя люблю" пресекается. Человек, терпевший в детстве нежеланные, насильственные прикосновения, вырастает с убеждением, что и другим можно так с ним поступать. Пусть лучше девочка будет убеждена, что уважение к ее "нет" – это норма отношений. А неуважение к ее "нет" пусть вызывает возмущение.

Исключения, когда выбор однозначно не за ребенком – вопросы здоровья, гигиены и безопасности. "Не хочу чистить зубки" или "хочу идти по снегу в босоножках" не пройдет.


Право на негативные эмоции и на выражение своих чувств

Моя задача – научить ее понимать, осознавать свои чувства и выражать их безопасным для себя и других образом.

К сожалению, девочек часто учат быть "вежливыми" в любых ситуациях, и очень часто это выливается в неумение дать отпор хамству или домогательствам, к вежливым или смущенным улыбкам в ответ на сальности… Уметь давать отпор такому нарушению личных границ важно.

Да, сальности, приставания, непрошенные комплименты, выраженное вслух желание секса, прицокивание вслед девушке и женщине – это нарушение личных границ девушки и женщины.


Называние вещей своими именами

Мы разбираем с дочкой неприятные ситуации, возникающие на детских площадках и в детском саду. Мальчик, с которым они хорошо играли, вечером, пробегая мимо, прокричал, что у Маси некрасивый самокат – как у малявки, и она сама малявка, – и убежал. И даже я не успела осадить его. Девочка в ступоре, переживает. Что это было? Невоспитанность. Хамство. Неуважение.

"Понимаю, Мася, обидно до всякой невозможности. Особенно обидно, что он не дал шанса ответить ему. Почему он так сделал? Потому что хотел обидеть. Да, больно, когда хочет обидеть тот, кто нравится. Да, ты совершенно справедливо кричишь от злости на него и совершенно оправданно плачешь. Нет, не стоит объяснять ему ничего, достаточно сказать: "Я не малявка, у меня красивый самокат", – даже если он уже убежал. Нет, объяснить ему ничего не получится, потому что его цель – задеть тебя. Думаешь, он просто хотел похвастаться своим новым взрослым самокатом? А когда ты хвасталась своим самокатом, ты что говорила? Верно, "смотрите, какой у меня самокат". Когда хотят похвастаться, просто хвастаются. А когда говорят гадости другим – это гадкое, нехорошее поведение".



2. Право на "нет" и на "не хочу"

Не хочу разговаривать по телефону с папой (он не живет с нами), с бабой – не разговаривай. Не хочу надевать это платье, а хочу это – пожалуйста. Хочу на рисование, не хочу на танцы – почему нет?

Важно, чтобы ребенок умел осознавать и называть свои желания. Тогда ей трудно будет навязать что-то против ее воли в будущем. Пусть также не привыкает к тому, что она обязана общаться с кем-то только потому, что этот кто-то хочет общаться с ней. Она не обязана.

Опять же, есть исключения. Когда речь о здоровье и безопасности, желания не учитываются. Можно посочувствовать ребенку, что сироп от кашля невкусный или бормашина громкая, но пить сироп и сверить зуб все равно придется.


3. Девочка НЕ должна

Общество предъявляет много требований к поведению женщин и их внешнему виду, на соответствие этому тратятся бездны жизненных сил. Пусть лучше дочка тратит свои силы на развитие, самореализацию, карьеру, личные интересы. А для приличного внешнего вида достаточно здоровья и аккуратности.

Девочка НЕ должна быть красивой. Девочка вообще никому ничего не должна. И даже маму слушаться не должна. Это мама должна сделать так, чтобы девочке хотелось ее слушаться. А аккуратными и вежливыми должны быть все – и девочки, и мальчики, и дяди, и тети. И вообще толстыми люди не от еды становятся, а природа сделала их такими.



4. Все люди разные

Природа вообще сделала людей разными – высокими и низкими, толстыми и тонкими, со светлыми волосами и с темными, разного цвета кожи и с разным разрезом глаз. Кто-то не болеет никогда, кто-то болеет часто, у кого-то глазки плохо видят, у кого-то ушки плохо слышат, а у кого-то вообще ножки не ходят. Все люди разные, и это нормально.


5. Мальчики и девочки тоже разные. Но только на уровне тела

У них разные половые органы, и когда девочки вырастают, они могут рожать детей и кормить их грудью. Если захотят иметь детей (и замуж тоже, только если захотят и только за кого захотят). Больше различий нет.

Нет и специальных областей знаний для мальчиков и девочек

Что касается знаний о том, как устроено человеческое тело, то они подаются тем же тоном, как и знания о том, как устроен космос, автомобиль, город, кремль. Да, девочке очень интересно знать, как все устроено. А также, как все делают – мясо, мед, хлеб, дома, пластмассу, детей… Мы говорим о функциональности и гармоничности человеческого тела так же, как говорим о слаженности мироустройства.

Также нет отдельных игрушек для мальчиков и для девочек

Есть игрушки, которые особенно нравятся конкретной девочке – конструкторы всех мастей, всевозможная техника, пупсы с добрыми лицами, наборы для рисования, мамин чемоданчик с отвертками, пассатижами, тестерами, шурупами и т. п., а также мамин мешочек с нитками, иголками, пуговицами

Об играх и игрушках для мальчиков и девочек я когда-то уже писала.


И подвижные игры, и спорт не делятся на мальчиковые и девочковые. Они одинаково полезны всем. А девочкам даже необходимы – для уверенности в себе и самозащиты в будущем.

Домашние дела делают все, кто живет в доме

Без распределения дел на мужские и женские. Дети тоже делают домашние дела по мере своих сил и умений.

Подчеркну – ребенок НЕ помогает маме, а делает дела потому, что живет в доме. Сама формулировка "помогать маме" предполагает, что дом – мамино дело. А это не так. Дом – дело всех и каждого (каждой).



6. Мама может, мама может все, что угодно

Мама – лучший пример. Нет у мамы выученной беспомощности (сломался гвоздь – звать мужчину), не будет ее и у дочки (ищем целый гвоздь и молоток, а не мужчину, который его им забьет). Мама работает и получает от работы удовольствие, – и у дочки формируется позитивное отношение к профессиональной деятельности.


7. И ты сможешь все, что захочешь

И станешь тем, кем хочешь. Хочешь стать художницей? Станешь, если хочешь. Хочешь учиться в МГУ – в том, что на Воробьевых горах? Да, очень красивое здание. Старайся, и все получится.

Вообще у тебя еще есть время понять, какую профессию ты выберешь. А пока играй, бегай, читай, рисуй, задавай вопросы и рассказывай о том, каким ты видишь этот мир. А я постараюсь заработать денег для осуществления твоих возможностей. И сделать этот мир хоть немного безопаснее для тебя и других девочек своими статьями.

В моих принципах воспитания нет ничего особенного – уважение к личности и личным границам ребенка, а также уважение к другим людям, спокойное здоровое отношение к телесности, отсутствие разговоров о женском предназначении, свободное творческое развитие и любовь. Это доступно всем. И это очень важно, мне кажется. Чем больше внутренне здоровых уважительных женщин и мужчин будет в обществе, тем безопасней и здоровей будет все общество. И тем легче и лучше будет жить нам всем.

Фото: tutknow.rucassidypsychology.comsknyphotography.co