Маленькие дети – большие переживания. Да, даже в дошкольном возрасте у ребенка может быть не меньше поводов для стресса, чем у взрослого, а в некоторых случаях даже больше – ведь помимо психологического становления, организм ребенка проходит активную фазу роста и постоянной трансформации. 

Именно в этот уязвимый период и появляется высокий риск сильнейшего стресса, который – кирпичик за кирпичиком – выстраивает между нами и нашими детьми высоковольтную стену, не позволяя дотронутся до таинственного мира детских переживаний. 

Так что такое стресс: болезнь или проблема? 

У стресса грустные глаза

Стресс словно паразит, который пожирает наши силы и ресурсы для дальнейшего развития. Его негативная составляющая настолько велика, что не ограничивается одними психологическими проблемами, а уверенно переходит в физическое недомогание и даже хронические болезни.

Но есть во всем этом еще и неприятная моральная сторона – очень часто именно любящие родители окружают детей атмосферой страха, нестабильности и, как следствие, стресса.

Мы зачастую не готовы себе признаться в неспособности принять своих детей такими, какие они есть. Ведь даже если у ребенка во внешнем социуме возникают причины для стресса, именно семья должна служить для него неким антидепрессантом, но это возможно только при полном принятии своего ребенка, при бесконечной любви к нему, настоящему. 

К сожалению, мало кто из нас способен на такой “подвиг”. Неосознанно мы бесконечно стараемся переделать маленькую личность для более удобного сосуществования. Мы уравниваем возможности, уравниваем характеры, уравниваем стремления. 

Нами часто не воспринимается определенный талант в ребенке, и мы стремимся погасить его за счет возрождения новых увлечений, новых целей. Эта невозможность быть самим собой неизбежно приводит к внутреннему одиночеству, к вынужденному существованию один на один со своими неудачами, к глубокой грусти и разочарованию.

Моя безупречная мама

Этот момент непринятия своего ребенка особенно ярко выражен в “идеальных” родителях, которые слишком требовательны к себе и не менее требовательны ко всем окружающим. Какие они, эти безупречные мамы и папы? Конечно, успешные, конечно, уверенные в себе и, конечно, всезнающие. А еще часто недовольные, укоряющие, подавляющие.

Быть ребенком безупречного родителя невыносимая ноша. Каждая оплошность, неудача, несоответствие вызывают непременную критику, укоризненный взгляд, неприятное удивление. И еще много чего колкого и запоминающегося. Ребенку невероятно сложно соответствовать таким требованиям.

Более того, постоянный страх вновь оказаться неудачником в родительских глазах сводит на нет все усилия и старания еще в самом зачатке. Такие дети никогда не отбросят попытки угодить своим родителям. И такие дети всегда будут чувствовать свою несостоятельность настолько явно, что избавиться от этого ощущения будет очень сложно.  

Все это выдавливает позитивные ресурсы для гармоничного роста. Перманентный стресс, в котором ребенок вынужден существовать, на физиологическом уровне не позволяет раскрепостить его умственные, творческие и когнитивные возможности. И тут получается замкнутый круг – мы требуем от ребенка лучшего и большего, но при этом создаем атмосферу, при которой это лучшее и большее просто не может существовать. 

Стресс может быть полезным?

Но, несмотря на все негативные стороны, стресс можно назвать и неким двигателем внутреннего прогресса, однако, при условии, что это незначительные стрессовые ситуации, не носящие постоянный характер. 

Именно стресс, как ничто иное, может закалить организм и активировать внутренние ресурсы самосохранения. Не стоит забывать о том, что мы окружены раздражающими импульсами, и оградить от них детей мы никак не сможем.

Поэтому важно научить ребенка справляться с ними самостоятельно. Например, можно научить его знакомиться и представлять себя незнакомым людям. Так он будет увереннее себя чувствовать в новом обществе. Таким образом можно проработать различные распространенные ситуации, которые вызывают переживания у ребенка, создавая тем самым у него иммунитет и уверенность в своих силах.

Но что если ситуация, вызвавшая стресс у ребенка, уже произошла? Всего несколько вопросов помогут родителю сориентироваться в потоке детских переживаний и определить правильный план действий:

  1. Первое и самое важное – это всегда быть готовым принять ребенка с его неудачей, проговорить с ним пережитые эмоции: как в случае успеха, так и неуспеха. 
  2. Постараться вместе с ребенком понять, какой следующий шаг он хочет сделать? Какие действия предпримет, если постигнет неудача? Будет ли он готов попробовать снова или нет?
    Если он выберет второй вариант ответа, то что ему мешает быть готовым?
  3. Предложить обыграть с папой, сестрой, братом болезненную ситуацию. Например, на тему знакомства с ребятами из новой школы.

Любая спорная ситуация, которую мы проговорили, обыграли, обсудили с ребенком заранее, создает в его сознании важный опыт преодоления препятствий, позволяет ему ощущать свою готовность и уверенность в себе.

Техники борьбы со стрессом для родителей и детей

Как и большинство других психологических проблем, возникающих у детей, проблема детского стресса не возникает сама по себе. Она неразрывно связана с родителями, их восприятием своего ребенка, их отношением к нему. Именно поэтому работать над устранением перманентного стресса и его последствиями необходимо и родителям, и детям. 

Работаем с ребенком

Игры на “заземление”

Техники, направленные на “заземление” помогают ощутить собственные границы, повышают осознанность присутствия здесь и сейчас. Этот навык необходим для понимания своих чувств и эмоций, управления ими.

  1. Рисуем. Обрисовываем на бумаге ладошки и ступни ребенка, вместе вырисовываем из сложившихся фигур забавных животных или интересные картинки.
  2. Почаще обнимаемся. Это помогает ребенку осознать свои границы. Вообще, понимание своих границ начинается с ощущения границ своего тела.
  3. Описываем свое состояние. Рисуем на бумаге облака, под которыми пишем: “Я чувствую себя плохо, когда…” и заполняем облако ситуациями, которые заставляют ребенка испытывать переживания. Даже если ребенок еще не умеет писать, можно заполнить облака самим, главное, научить малыша распознавать и проговаривать свои чувства и ситуации, которые эти чувства вызывают.
  4. Сердце. Упражнение на чередование расслабленности и напряжения во всем теле. Повторяем работу сердца – полностью напрягаемся на несколько секунд, затем стараемся полностью расслабиться.
  5. Дыхание. С самого раннего возраста учим ребенка работать с дыханием. Малышам это упражнение особенно понравится: кладем на животик маленькую игрушку и обращаем его внимание на то, как с каждым вдохом и выдохом игрушка поднимается и упускается. Со временем ребенок сам научится контролировать этот процесс.
  6. Тактильные сказки. Невероятно увлекательная техника сказкотерапии. Рассказываем сказки, используя все возможные подручные средства. Например, передаем ароматы из сказки с помощью аромамасел, героев изображаем реальными игрушками, совершаем действия, описанные в сказке. Это помогает ребенку увлечься сюжетом и полностью осознать все описанные события  с эмоциональной точки зрения.

Работа над собой

Избавляем себя от самого частого синдрома “соответствия”

Мы всю свою жизнь строим исходя из желания снова и снова переживать один и тот же опыт, словно матрешки в плену соответствия, не желая что-либо менять из поколения к поколению. Нами движет стремление соответствовать своему личному прошлому, опыту нашего детства, нашей юности. 

Мы бесконечно требуем от своих детей так же старательно выводить буквы в первом классе, так же увлеченно читать историческую литературу или заниматься спортом, музыкой, рисованием… Только такое отношение к жизни нам кажется понятным и правильным, только такого отношения мы ждем и от своих детей. 

Причем опыт, полученный через сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, лучше всего усваивается. При этом очень часто мы даже не осознаем, что именно в этом опыте принесло нам пользу, а что принесло трудности.

Как помочь себе избавиться от этой зависимости от прошлого, от усвоенных ранее установок? 

Для этого выполняем 3 техники освобождения:

1. Работа с прошлым. Находим в себе “ресурс счастья”

Найдите в себе свой образ, соответствующий состоянию счастливого родителя. Осознайте его на уровне положения тела, выражения лица, внутреннего состояния. И скажите себе: “Я счастливая мама! Я принимаю своих детей! Я вижу их таланты и помогаю им развиваться!”. Произносите эту фразу до тех пор, пока вы не почувствуете ее всем своим существом. Запомните это состояние, попросите сфотографировать себя. И возвращайтесь к этому образу-состоянию каждый день не менее 3-5 раз.

Это упражнение позволит разорвать цепочку нейронной реакции, которая закрепилась годами.

И в следующий раз, когда захочется сказать ребенку или себе “должен”, вновь войдите в это состояние, вы увидите, как сама формулировка, а может быть, и даже суть послания своему ребенку кардинальным образом поменяется.

2. Работа с настоящим. Правило ближнего круга

Все мы знаем женщин, которые, как говорится, “мусор выносят накрашенные и на каблуках”, а дома ходят в старых халатах. Они милы и обаятельны по телефону с подругами, желая показать идеальную картинку, но при этом готовы сорваться на ребенке, если тот что-то сделает не так. Как избавиться от этого желания всегда казаться идеальной в глазах других, но часто в ущерб своих близких людей? 

Практикуем технику “Правило ближнего круга”:

  • Рисуем круги, один внутри другого, при этом центральный круг – это вы и ваша семья. Он и есть самый ближний.
  • Следующий круг символизирует родителей.
  • Потом близкие друзья, знакомые с работы.
  • Последний круг – это просто люди вокруг.

Каждый раз, когда мы намереваемся совершить какой-то поступок, хотим что-то потребовать от себя или ребенка, задаем себе вопрос: “Что это даст моему ближнему кругу? А что думает и чувствует по этому поводу мой ребенок? Мой муж? Я сама?”. И только если это решение может принести радость нашему ближнему кругу, идем дальше. 

3.  Работа с будущим. Ради светлого будущего.

Детям часто бывает очень сложно соответствовать ожиданиям своих родителей. Ведь мы всегда себе рисуем картинку будущего, в которой они уже успешные, хорошо окончили ВУЗ, создали семью с идеальным/ой мужем/женой. Мы стараемся запрограммировать своих детей на это счастливое будущее, но при этом только развиваем в них комплекс неполноценности.

Что делать? Учим детей учиться

Очень важно просто признать тот факт, что через 15 лет сменятся 50% профессий, и что наше представление о будущем совсем не отражает того, что в действительности нас может ожидать.

Самое верное, что мы можем сделать сейчас – это научить ребенка учиться, осваивать важные навыки чтения, письма, счета, помочь ему самому расширять свои модели познания. Здесь отлично подойдет техника 5-ти видов контента. 

Выбираем новую тему, которая может быть интересна ребенку, и начинаем ее изучать с пяти различных сторон. Например, при изучении подводного мира можно прочитать интересную тематическую литературу, посмотреть документальный фильм, сделать собственный плакат с выдающимися обителями подводного мира, устроить домашнюю сценку на эту тему, и, конечно, посетить океанариум для “личного знакомства”.

Важно не забывать о том, что мы не сможем везде подстелить соломку, но мы точно можем передать ребенку важные навыки “выживания” в любых условиях – навык поисков и познания, умение переживать неудачи и снова пробовать, способность опираться на успехи и не переставать быть счастливым!

И напоследок, хотелось рассказать одну маленькую историю из своей жизни. Когда родился мой первенец, я спросила у своей хорошей подруги, психолога, матери уже довольно взрослых детей: “Сейчас с твоим 25-летним опытом материнства, что бы ты сделала по-другому в воспитании своих детей?”. Ее ответ стал для меня откровением, она сказала: “Я растила их так, чтобы в первую очередь с ними было комфортно миру, потом мне, и только в последнюю очередь им самим. А сейчас я бы сделала в точности наоборот – чтобы в первую очередь им было хорошо и комфортно с самими собой, затем со мной, и только потом миру”.

Автор: Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей, автор книги “Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить”, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей.

+1
1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.