Два года назад судьба забросила нас с семьей в Берлин. За это время я выучила немецкий с нуля до уровня В1 на языковых курсах, но говорить так и не начала. Потому что не с кем! Муж у меня русский, все подруги – из России и стран бывшего СНГ.

Я была уже в совершеннейшем отчаянии, и готова была выйти на улицы с плакатом: “Поговорите со мной по-немецки! Я учу язык!”.

Но потом мне подсказали добрые люди отличную идею: пойти поработать бесплатно практикантом в детском саду, убив таким образом кучу зайцев:

  • подтянуть немецкий, увеличить словарный запас, “разговориться”, снять психологический барьер и страх перед иностранным языком;
  • примерить на себя работу воспитателя, ведь это то, чем я давно хотела заняться;
  • получить в саду рекомендации и прочие полезные бумаги о прохождении практики (без бумаг в Германии никуда);
  • узнать о порядках и правилах в немецком саду, получить интересный опыт.

Это оказалось достаточно просто. Я потренировалась с репетитором перед предстоящим диалогом с заведующей сада, сдула пыль со своего педагогического диплома и пошла в садик. После 5-минутного разговора я вышла из кабинета практикантом. 2 рабочих дня в неделю, 4 месяца практики.

Мой первый рабочий день начался с объявления на двери в сад: “Осторожно! У нас вши!”. Оказалось, в Германии это совершенно нормальное дело. Не вши, а такое отношение.

Если в саду кишечная инфекция, вши, ветрянка, на дверь вывешивается предупреждение для родителей. И… дальше жизнь идет своим чередом. Никаких карантинов. Хотите – водите детей в сад на свой страх и риск, хотите – не водите.

Первый мой день в саду был самым тяжелым. Я была готова к детскому визгу, писку и хаосу. Была готова к тому, что я ничего не пойму, меня никто не поймет, и через 15 минут у меня начнется мигрень от немецкого. Но сложности пришли оттуда, откуда я их вовсе не ждала. 

Самое трудное было для меня – разобраться во всех местных правилах и порядках. То, что мне казалось совершенно нормальным, оказывалось под запретом. А то, что для меня выходило за рамки, было для детей и воспитателей вполне обычным делом.

Например, мальчик спокойно рисовал на руке воспитателя фломастером узоры, и они вместе выбирали самый красивый. После прогулки нагулявшиеся дети падали на пол в раздевалке, и никто не бросался их поднимать.

Но при этом нельзя было начинать обедать, пока все не споют специальную предобеденную песенку. Кстати, о песенках! Ими в нашей группе сопровождается буквально каждое действие.

Утро в любом саду начинается с Morgen Kreis – “Утренний круг”. Все дети и воспитатели садятся в кружок на ковре, берутся за руки, поют приветственную песню. Потом называют всех детей по именам, выясняют, кто есть сегодня в группе, а кто отсутствует, желают друг другу доброго утра. После этого – обсуждают погоду за окном, тренируют счет до 10, учат времена года, названия дней недели, воспитатель рассказывает что-то интересное. 

Этот утренний круг считается очень важным. Он проводится каждый день в определенное время. На двери в группу висит объявление:

Дорогие родители! Если вы не успели привести ребенка до Morgen Kreis, пожалуйста, подождите за дверью. Не мешайте нам!

Перед обедом все так же берутся за руки за столом, хором читают стихотворение, которое заканчивается словами “Pi-pi-pi! Guten Appetit!” И даже перед прогулкой дети с воспитателями хором провозглашают какую-то прибаутку о том, как мы сейчас пойдем гулять и весело проведем время на улице.

Обед

В нашем саду, как и во многих немецких садиках, завтраки дети приносят с собой в ланч-боксах. Бутерброды, сосиски, фрукты, творожки, йогурты, орехи, фруктовое пюре. В некоторых садах готовят завтрак. Но в нашем саду есть только обед и полдник. На обед подается какое-то одно блюдо и чай. На полдник – фрукты и/или сладости (печенье, вафли, крендельки, крекеры). 

Есть детей никто не заставляет – ни угрозами, ни уговорами. Но настаивают на том, чтобы ребенок попробовал хотя бы одну ложку. Если попробовал и отказывается есть, его оставляют в покое. Для маленьких вегетарианцев есть отдельное меню.

После обеда тихий час. Спят дети на полу на матрасиках. Тех, кто наотрез отказывается ложиться спать, отправляют в музыкальную комнату с пазлами, раскрасками, конструктором и вторым воспитателем. Остальным читают сказки. Если спать совершенно не хочется, можно сказать об этом воспитателю и присоединиться к тусовке в музыкальной комнате.

Занятия

1 раз в неделю есть музыкальное занятие с приглашенным педагогом. 2 раза в неделю – спорт. И какие-то творческие занятия в группе (лепка из пластилина, рисование, поделки).

Часто в нашем саду дети готовят вместе с воспитателями – пекут хлеб, пиццу, делают салаты.

Если ребенок не хочет этим заниматься, его опять же не заставляют. Сиди, пожалуйста, в сторонке, занимайся своими делами. Главное – не мешай остальным.

В целом, мне кажется, в немецком детском саду у детей больше свободы, короче дистанция между ребенком и воспитателем (нас дети называют по имени и на “ты”). Но при этом я бы не сказала, что нет дисциплины. Есть свои определенные правила, которым все следуют.

P.S. Этот текст я написала 3 месяца назад, но готова опубликовать только сейчас. Я хотела, чтобы у меня улеглись эмоции, чтобы за первым, часто обманчивым впечатлением появилось второе.

Я проработала в саду 4 месяца, получила хорошие рекомендации с печатями и собираюсь идти учиться на воспитателя.

Это тяжелая работа (а есть ли работа легкая?), требующая большого напряжения, моральных сил и сил физических, особенно в малышовой группе. Нужно менять подгузники, вытирать детские попы, переодевать из мокрого в сухое (а некоторых детей – раз 5 за день!), разруливать детские конфликты и ссоры, делить одну детскую коляску на десятерых страждущих.

Но именно эта работа заряжает меня энергией, как никакая другая. Когда дети тебя любят (а меня любят), это дает колоссальный прилив энергии, на это реально подсаживаешься. И особенности работы именно в немецком детском саду – смешанный коллектив (в немецких садах много воспитателей-мужчин), маленькие группы (на 10 детей двое воспитателей), частые экскурсии и походы с детьми по паркам-зоопаркам – делают эту работу для меня еще более привлекательной.

Автор: Елена Сай, журналист, блогер, мама двоих детей, автор книги для родителей “Счастье быть мамой”.

+1
27
+1
5
+1
1
+1
1
+1
4
+1
3
+1
2 комментариев
  1. Читаю . Понятно, что минусы их детских садиков озвучивать сложно. Надо же примкнуть к местным. Но зато сразу видны плюсы наших садиков. Спасибо СССР за наше счастливое детство и родителям какое облегчение было!!!! Низкий поклон тем людям. Не буду озвучивать минусы немецких садиков. Но как педагог ох как понимаю их. У нас их 2. Там хорошо если 22… скорее 122… извините пожалуйста за такой комментарий. И спасибо вам за вашу статью .

  2. Я тоже очень хочу выучиться на воспитателя , но у меня два ребенка, один уже большой – 11, второму сыну еще нет двух лет и скоро планируем последнего – третьего. Немецкий не очень, не Б1 даже, очень хочется что-то начать делать прямо сейчас, но не хочу отдавать младшего в сад раньше трех лет и не знаю как я буду учить что-то будучи на руках еще с одним малышом. Вот даже самой смешно стало с того, что пишу, вот хочется всего и сразу ! :)))))) Как ваш опыт, получилось ли поступить и выучиться, работаете ли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться