Почему нельзя переучивать ребенка-левшу

Мамсила
Почему нельзя переучивать ребенка-левшу

Говорят, что раньше было меньше левшей, чем сейчас. Этот вопрос, конечно, мало изучен – количество левшей сильно не изменялось, но вот отношение к ним претерпело некоторые изменения. 

Считалось, что быть не таким, как все, не очень хорошо и неправильно, поэтому любое отличие пытались стереть, как ластиком, не задумываясь о последствиях.


Тому свидетельством могут быть истории переученных левшей. Причем забавно, что и для левшей переучивание было тогда относительно "нормальным", нужным. 

Сейчас же левшей переучивают гораздо реже, так как индивидуальность стала цениться, а про левшество появилось чуть больше информации. В том числе и то, что можно научить левшу осуществлять рутинные дела правой рукой, но изменить особенность системы работы полушарий головного мозга – нельзя. 

"Когда сыну было 5 лет, одна невролог сказала, это моя вина, что ребенок левша, что я не настояла на выборе правильной руки! Больше к этому врачу мы не ходим, но червячок закрался. Перед школой мы сходили на прием к нейропсихологу, мне надо было понять, природа это или мое попустительство. Нейропсихолог провела уйму тестов и ее вердикт: ребенка не трогать, хочет писать левой – пусть пишет, хочет резать правой – пусть режет, захочет развивать обе руки – его право!", – рассказывает мне одна мама левши.

Очень важно понять и осознать, что желание взрослых сделать ребенка "как все" – это влияние на его психику, эмоциональную стабильность и здоровье в целом.


Как показывает практика, насильственное переучивание может привести к негативным последствиям, которые потом очень сложно исправить (многие так и живут с ними до старости, не понимая, в чем корень проблемы): вспыльчивость, капризность, раздражительность, беспокойный сон, отсутствие аппетита, частые мигрени, вялость... 

Внушительный букет, да? Но это еще не все, к сожалению, спутниками переучивания могут быть нервные тики, энурез, заикание, дислексия и дисграфия. Задумайтесь: ученые говорят, что каждый третий ребенок с заиканием – переученный левша*… 

Другая, но более положительная сторона медали – это естественное желание ребенка-левши овладеть правой рукой.


Тут имеется в виду ситуация, когда ваш ребенок-левша из природного любопытства самостоятельно осваивает возможности своей правой руки. Например, многие левши режут обычными ножницами правой рукой, говорят, что так удобнее. В такой ситуации способность одинаково хорошо совершать обычные действия двумя руками похожа на преимущество!

Приведем мнение психолога, и по совместительству левши, Марии Левицкой:

"Будучи сама левшой, я, как никто другой, сталкиваюсь всю жизнь с непониманием, косыми взглядами и бредовыми предложениями меня "вылечить". Наверное, надо сказать большое спасибо моей маме, которая много лет назад, перед моим поступлением в школу, сходила со мной к психологу и удостоверилась, что переучить меня невозможно. С тех пор тема переучивания для меня стала закрыта.

Так почему нельзя переучить?

Природа создала человека таким, какой он есть, и она не ошибается. Мы не пытаемся изменить направление ствола растущего дерева, мы помогаем ему, делаем подпорку, обрезаем тяжелые ветки, приспосабливаем к условиям среды. Почему же многие упорно пытаются изменить работу мозга человека, человечка-левши? 

Проведите эксперимент: ограничьте себя в действиях своей ведущей руки, прислушайтесь к ощущениям.


Неудобства, вызываемые у ребенка в момент насильственного перекладывания ложки/карандаша, в разы сильнее, чем почувствовали вы. Каждый раз, когда у вас будет возникать желание переложить предмет в руках ребенка, вспоминайте свои ощущения от эксперимента. Не переучивайте левшу, а помогите приспособиться к праворукому миру".

Автор: Мария Миронова, главный редактор клуба #ПравоНалево (@propravonalevo), мама двоих детей, не умеющая быть просто домохозяйкой и ищущая приключений.

* Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ "Сфера", 2003.

Фото: detki-pogodki.ru