Всегда, и это абсолютно точно, – мы можем помочь ребенку справиться со своими проблемами. Мы в состоянии посеять в нем семена уверенности в себе, подтолкнуть его к мотивации и помочь ему в достижении своих целей. 

Для этого не нужно бросать работу и целые дни проводить в нравоучениях. Для этого можно просто изменить свое отношение к детям, жить искренне, но по-другому, не изменяя себе и тем более своему ребенку. 

Ниже приведены несколько простых способов, которые могут помочь нам вернуть детям веру в себя и свои силы.

Разговор на языке чувств

Очень часто наша неспособность понять собственные эмоции и эмоции окружающих заставляет нас делать неправильные выводы.

Ребенок может принять нечаянно сказанное негативное слово мамы за нелюбовь, ее раздражение из-за бытовых проблем – за плохое отношение к нему.

И таких примеров можно привести тысячи. Поэтому так важно научить ребенка видеть реальные причины поведения других людей, понимать их мотивацию и контролировать свои эмоции и реакции по этому поводу. Для этого можно использовать формулу “Я чувствую … , потому что … “, то есть “Я расстроена, потому что не могу уделить тебе много времени из-за своей работы”, либо “Ты злишься из-за того, что мы не смогли сегодня пойти в зоопарк. Я обещаю тебе, что мы сделаем это на следующих выходных”.

Ребенку нужно понимать, почему это произошло, он обязательно сделает свои выводы из сложившейся ситуации, поэтому так важно помочь ему увидеть реальные причины.

Полная поддержка

Инициатива ребенка бесценна. Это признак его состоятельности и открытости миру. Очень важно не подавлять инициативность, а всячески ее поддерживать. 

Даже если нам кажется, что сыну не стоит идти на балет, учиться живописи или дизайнерскому искусству, – нам нужно дать ему шанс попробовать свои силы, позволить ему совершить собственный выбор, научить его тем самым нести ответственность за свои поступки. 

Важно понимать: напрасные ограничения и запреты – это не основа воспитания, это путь к инертности и неуверенности в себе.

Цветок не сможет расти в полную силу, если содержать его в маленьком горшке. Так же и ребенок, и взрослый – каждому из нас нужна свобода, для каждого из нас непременно важна поддержка. 

Здесь хочется привести фразу великого изобретателя Томаса Эдисона: “Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают”. Мы тоже можем позволить своим детям искать свои 10 000 способов достижения цели, поддерживать их на этом пути, чтобы спустя годы гордиться их целеустремленностью и радоваться их успехам. 

Знакомство с собой и своими возможностями

Очень важно помочь ребенку найти и раскрыть свои таланты, а для этого надо прислушиваться к нему, замечать его заинтересованность и увлеченность какой-то темой. Если это музыка – развивать его в этом направлении, живопись – помочь ему совершенствоваться в изобразительном искусстве.

Ребенок, который чувствует свои возможности и способности, намного увереннее в себе и гораздо более устойчив к неудачам.

Не просто замечать, а проговаривать успехи своего ребенка

Очень важно показывать ребенку, что мы замечаем все его усердие и трудолюбие на пути к достижению цели. Именно такое последовательное и подробное перечисление всех составляющих поступка ребенка, без оценок и ярлыков, говорит ему о том, что родители видят его старания, принимают его и поддерживают. 

Именно в эти мгновения ему хочется стремиться к большему, хочется ставить новые цели и непременно их добиваться. Для него перестают существовать невозможные желания, он знает, что всего сможет достичь, если будет стараться.

5 шагов на пути к знаниям и уверенности в себе

То, как родители обучают своего ребенка, непременно оставляет за собой эмоциональный след. Поэтому так важно сделать эти моменты максимально легкими и комфортными для обеих сторон. 

Знания – это не просто ресурс, позволяющий нам достигать намеченных целей, это еще и отличная профилактика неуверенности в себе.

Это наш инструмент, наш козырь, который позволяет нам бодрее шагать к своему успеху. И мы легко можем помочь ребенку ощутить все преимущества уверенности в своих силах, используя для этого методику 5 шагов:

Я чувствую. Шаг, направленный на развитие осознанности. Осознать важное чувство уверенности в том, что “Я могу”, нам поможет Коробочка Эмоций, в которой собраны предметы, символизирующие уверенность в себе на слух, обоняние, вкус, зрение и осязание. Например:

  • Слух: Аплодисменты, которые слышит артист после удачного выступления.
  • Обоняние: Запах полиграфической краски на Благодарственной грамоте ученика.
  • Вкус: Превосходный вкус праздничного торта.
  • Зрение: Все вокруг приобретает яркие и позитивные цвета, когда мы достигаем наших целей!
  • Осязание: Дружеские объятия родных и близких, которые счастливы за нас и радуются вместе с нами нашим успехам.

Я хочу. На этом этапе вызываем у ребенка мотивацию к действию. Здесь уже можно говорить о вещах, которые присутствуют в жизни ребенка или в целом семьи. Как может помочь уверенность в себе в разрешении конкретных задач? 

Я знаю. Этот этап направлен на развитие интеллектуальных способностей – изучение интересных фактов и решение логических задач, которые помогают в достижении целей.

Я могу. Этап формирования самооценки, осознание ребенком уровня своих сил и возможностей. Для этого можно использовать технику Дерева Достижений. Это может быть плакат с изображением дерева или творческая поделка. Цель создания такой поделки заключается в отмечании всех достижений ребенка (больших и не очень). Можно писать на листочках даже самые мелкие и незначительные успехи и торжественно клеить их на Дерево Достижений. 

Я делаю. Очень важна для формирования уверенности в себе реализация своих знаний и умений. Помогите ребенку ставить цели и достигать их с помощью всех вышеперечисленных шагов. Это поможет ему увериться в своих силах, бодрее относиться даже к сложным задачам и никогда не унывать. 

А для того, чтобы цель не казалась очень далекой, а потому недостижимой, важно научиться ставить переменные цели на пути к своему главному желанию.

Если целью ребенка является победа в большом соревновании, то помогите ему раздробить эту цель на несколько небольших. Так достижение каждой переменной для него будет служить отличной мотивацией идти вперед, и в то же время в случае неуспеха – это не станет для него катастрофой. 

Любовь и принятие

Важно принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми особенностями, стремлениями и желаниями. Важно осознать, что именно в этой индивидуальности и заключается его особая ценность и незаменимость. 

Не бывает одинаковых людей, каждый из нас обладает своими слабыми и сильными сторонами, но это не делает нас хуже или лучше других.

Хуже или лучше мы становимся тогда, когда нас начинают сравнивать близкие и значимые для нас люди. В наших силах создать для ребенка надежный тыл любви и принятия, взрастить в нем уверенность в том, что в любом своем состоянии, в любой жизненной ситуации он всегда сможет прийти к маме или папе и получить от них любовь, поддержку и силы, которые исцеляют и помогают идти дальше, несмотря ни на что.  

Самоуверенность или уверенность в себе?

В чем же заключается уверенность в себе, как она отличается от самоуверенности? Очень многие путают эти два понятия, несмотря на то что они несут прямо противоположную смысловую нагрузку. 

Уверенность в себе – это прежде всего наполненность, объективное признание и принятие своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Уверенный в себе человек всегда видит, признает свои пробелы и готов работать над их совершенствованием, в то время как самоуверенный часто прикрывается высокомерием, агрессивностью или эгоистичностью, чтобы скрыть или просто не замечать неуверенность в себе. Так же и ребенок – если ему не помочь обрести уверенность в себе, он может начать искать это ощущение в ложном высокомерии или в агрессивном поведении по отношению к другим.

Уверенность в себе – это не особая привилегия и не бонус для избранных, это базовая потребность каждого человека. И каждый из нас, родителей, может дать своему ребенку не просто жизнь, а жизнь наполненную и цельную. Наши принятие, любовь и вера в возможности своих детей – это фундамент, на котором строится их собственная вера в себя – важнейшее качество, от которого зависят счастье и реализованность каждого человека.

Автор: Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей, автор развивающих книг, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей.

+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вам может понравиться
Читать

Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития.