Чужих родных не бывает: Психологи о безопасности – продолжение

Редактор Мамсила
Психологи о безопасности – продолжение

Продолжаем тему о том, как правильно с психологической точки зрения разговаривать с ребенком на тему безопасности, а также в каком возрасте начинать эти беседы. Еще несколько мнений от наших экспертов.

Юлия Алехина, детский психолог, мама
 
Что касается страхов у детей и темы безопасности, то между ними весьма тонкая грань. С одной стороны, мы хотим его уберечь и проинформировать, а с другой - можно навязать малышу дополнительный страх. 
 
Например, ребенку говориться, что выходить на улицу когда темнеет опасно. Обычно такие фразы подтверждаются эмоциями и яркими образами ужаса от взрослых.

Так делать не следует. В таком случае у ребенка сформируется понятие ночь – это плохо, это страшно. И страх темноты, искусственно сформированный, не заставит себя долго ждать. 

 
Детям нужно все детализировать и конкретно раскладывать в сознании причинно-следственные связи. Если так сделать, то будет так, а если по другому, то это может
навредить. И задавать ему вопрос: "Ты сам как выберешь поступить?"  

В разговоре о безопасности должно быть меньше эмоций и максимум позитива. Уже давно доказано психологами, что информация подкреплённая положительным фоном, лучше запоминается и быстрее помогает сформировать навык. 

 
Я рекомендую родителям говорить о безопасности с 5 лет. Сначала эта безопасность связана с домом, тренируемся на привычной среде (розетки, утюг,
плита), затем с путешествиями – аэропорты, вокзалы и общественный транспорт. И
только к 7 -8 ( все зависит от особенности ребенка) годам можно заводить
разговор о безопасности на улице и взаимодействии с другими людьми.
 
Для начала таких разговоров необходимо сформировать фундамент у ребенка в таких понятиях как добро и зло, научить распознавать добрых и злых людей. 

И вот уже на готовую почву мы начинаем сеять зерно знания: 
  • уходить с чужими людьми нельзя; 
  • брать все что угодно у незнакомцев нельзя; 
  • садиться в чужую машину нельзя; 
  • если потерялся, уходить далеко от места, в котором потерялся нельзя.  

Детям от 4-5 лет нужно давать четкие психологические инструкции – конкретный план действий, "что если...", а в идеале даже проиграть несколько раз, как игру. Сколько должен стоять ребенок на месте, на котором потерялся, и никуда не уходить. 

Александра Саницкая, психолог, гештальт и EMDR–терапевт
 
Я слышала много раз, живя в детстве в сейсмоопасном районе, о том, что необходимо делать во время землетрясения. Встать в дверной проход, залезть под стол, в промежутках между толчками взять сумку, покинуть здание и так далее... Прокручивала в голове это много раз. 

Но реальная ситуация землетрясения переживалась мною совершенно по-другому. Все вылетело из головы в миг и только четкие родительские инструкции со стороны помогли не растеряться и все сделать правильно. Встань. Одевайся. В проход. Возьми. Идем.


В институте и позже стало понятно, почему теория не работает. Наша психика и
тело устроены таким образом, чтобы реагировать на стресс максимально быстро,
действовать – бежать, прятаться, сражаться. Те кто был медленным – погибал. И
уж никак внутренняя "система безопасности" не надеется на лобные отделы коры головного мозга. Рассчитывать, что детям или взрослым в критической ситуации поможет теория, я бы ни в коем случае не стала.

С психологической точки зрения практически бесполезно говорить с ребенком о безопасности. Это поможет вам, как родителю, успокоиться, что вы выполнили свой долг. Но мало поможет ребенку в экстремальной ситуации. А вот тренировки помогут.


Задайте себе вопрос: что бы вы делали, если бы потерялись? Или что бы вы делали, если бы на вас напали? Мозг хитро подсунет картинку из учебников или брошюр. Но когда я попрошу взрослых это проиграть, знаете какая первая реакция? Все теряются. Надолго. Что говорить? Как реагировать? Что делать сначала? Даже в спокойной обстановке. А теперь представьте еще и зашкаливающий адреналин. А
потом еще, что вам 5 лет. Все! 

Как и с любым навыком, будь то плавать, ездить на велосипеде, танцевать, целоваться, драться – сколько бы вы ни знали теории,  уверенность не появится, пока ваше тело не натренируется. 


Организованная поэтапная тренировка навыков с учетом возраста (именно тренировка, не разговор) не нанесет вашему ребенку травм. Отработка "навыков выживания"(не важно в городе или нет) всегда придаст уверенности. Даже если и будоражит, впечатляет в момент учебы – в длительной перспективе даст большую устойчивость.

И поскольку не хотелось бы вас оставить только с теорией – шаги для родителей:

0) Выдыхаем. Все в порядке, есть время и ресурсы на то, чтобы со всем справиться. Нет ничего сверхъестественного.

1) Составляем список возможных экстремальных ситуаций (хотя я понимаю, что
страшно и даже думать про это не хочется). Гуглим.

2) Пошагово пишем, что должен делать ребенок того возраста, что у вас. Без
всяких приставок НЕ. Коротко, четко, ясно. Так, чтобы не то что ребенок, ваш
хомячок мог бы понять. Гуглим.

3) Шаг за шагом показываем, что делать. Сами, телом, голосом. Повторяете это с
ребенком вместе. Не пропускаете ничего. Потом просите его повторить это
самостоятельно, несколько раз, в разных местах, разное время. 

4) Если не уверены, как правильно надо вести себя – гуглим курсы, где вас и
вашего ребенка научат. 

Экстремальная ситуация оборачивается резким "отупением". И 100% работает только отрепетированное, вызубренное "спинным мозгом". Поэтому, если вы в растерянности, несмотря на то, что вы прочитали – обращайтесь за помощью.


Если вас не учили вести себя в опасных ситуациях, то и вам будет сложно научить, даже при знании теории. Курсы, инструкторы и прочее вам в помощь.

Фото: Cataline Urse

Другие марафоны

Завершен

Идеальный новый год
  • 21.12.2016 17:42
  • 8 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодние чтения
  • 15.12.2016 21:50
  • 15 дней
  • Юлия Коваленко

Завершен

Дед Мороз не придет
  • 26.12.2016 11:57
  • 4 дня
  • Ксения Серебрякова

Завершен

1 здоровая привычка в день!
  • 23.03.2017 12:29
  • 35 дней
  • Редактор Мамсила
    Екатерина Воронкова
    Ольга Соколова
    Анна Исаева
    Алёна Макеева
    Александра Геродотова

Завершен

Развитие эмоций у ребенка
  • 19.05.2017 10:34
  • 9 дней
  • Виктория

Завершен

Путешествия с детьми
  • 15.06.2017 21:45
  • 15 дней
  • Евгения Кулиш

Завершен

Стильная прививка
  • 18.08.2017 00:26
  • 6 дней
  • Наталья Смелова

Завершен

Мясо. Ликбез для мамы
  • 06.11.2017 12:50
  • 56 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Мамы против насморка
  • 22.11.2017 15:55
  • 2 дня
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодний адвент-календарь
  • 10.01.2018 11:00
  • в течение дня
  • Редактор Мамсила

Активен

"Найден, жив"
  • 11.06.2018 15:30
  • 92 дня
  • Редактор Мамсила

Завершен

Идеальный новый год
  • 21.12.2016 17:42
  • 8 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодние чтения
  • 15.12.2016 21:50
  • 15 дней
  • Юлия Коваленко

Завершен

Дед Мороз не придет
  • 26.12.2016 11:57
  • 4 дня
  • Ксения Серебрякова

Завершен

1 здоровая привычка в день!
  • 23.03.2017 12:29
  • 35 дней
  • Редактор Мамсила
    Екатерина Воронкова
    Ольга Соколова
    Анна Исаева
    Алёна Макеева
    Александра Геродотова

Завершен

Развитие эмоций у ребенка
  • 19.05.2017 10:34
  • 9 дней
  • Виктория

Завершен

Путешествия с детьми
  • 15.06.2017 21:45
  • 15 дней
  • Евгения Кулиш

Завершен

Стильная прививка
  • 18.08.2017 00:26
  • 6 дней
  • Наталья Смелова

Завершен

Мясо. Ликбез для мамы
  • 06.11.2017 12:50
  • 56 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Мамы против насморка
  • 22.11.2017 15:55
  • 2 дня
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодний адвент-календарь
  • 10.01.2018 11:00
  • в течение дня
  • Редактор Мамсила

Активен

"Найден, жив"
  • 11.06.2018 15:30
  • 92 дня
  • Редактор Мамсила
Провести свой марафон на ”мамсиле”? Хочу