Чужих родных не бывает: Психологи о безопасности

Редактор Мамсила
Психологи о безопасности

В прошлой статье мы подробно разбирали основные правила безопасности, о которых волонтеры "Лиза Алерт" настоятельно рекомендуют рассказать своему ребенку. Другой вопрос – как? "Читать нотации" – неэффективно, запугивать – опасно.

Мы обратились к экспертам – координатору поисково-спасательных работ "Лиза Алерт" и психологам, чтобы развенчать основные детские (и взрослые) заблуждения и понять, КАК и КОГДА начинать говорить с ребенком о безопасности.


Екатерина Гогина, инструктор Детской школы безопасности "Лиза Алерт", мама двоих детей

Первое, что мы спрашиваем у детей, когда начинаем лекцию о безопасности: "Что нужно делать, когда вы потерялись?" 90% ребят отвечают, что нужно обратиться к "кому-то": это обычно кто-то добрый и хороший в их представлении.
 
Когда начинаем расспрашивать, как они поймут, что человек добрый, дети затрудняются ответить. К бабушке или дедушке, говорят, надо обратиться. Тогда
мы объясняем, что это не лучший вариант, поскольку пожилым людям самим нередко требуется помощь. 

А еще стандартная реакция детей, когда мы с ними моделируем ситуацию, что они потерялись – это начать движение. Мы каждый раз рассказываем, что нужно как раз наоборот – остановиться.


"После того, как вы остановились, что нужно сделать? Правильно: оглядеться по сторонам. А потом что? Верно, нужно покричать". Дети боятся громко звать на помощь, на занятиях мы все это прорабатываем.
 
Также мы проговариваем места, где можно потеряться. Задаю вопрос: "Где мы с вами живем?" – "В Москве". – "А где в Москве легко потеряться?" После этого вопроса дети называют много разных мест: в кинотеатре, в музее, в зоопарке, на улице и т.д. Все подробно разбираем и размышляем. Когда обсуждаем поведение потерявшегося ребенка в метро, все поголовно норовят вернуться куда-то на поезде, то есть опять – не стоять на месте. Мы вновь и вновь говорим им, что никуда возвращаться не нужно, и что если уехали на поезде, то выходим на следующей станции и стоим, ждем, когда родители приедут.  

На наших занятиях есть несколько игровых моментов. Например, когда проходит лекция с родителями, мы делимся на детей и взрослых. Детям придумываем ситуации, в которых они потерялись. А взрослые пытаются "увести" чужих детей. Нужно объяснить ребенку, что ни в коем случае нельзя уходить с незнакомым человеком, что бы тот ни говорил. 

Когда мы говорим с детьми про лес, то обсуждаем, что нужно взять с собой. В лес дети, как правило, хотят взять фонарики, ружье, палатку. Про свисток, к примеру, никто не знает. Был и такой эпизод: "Дети, что нужно сделать перед тем, как вы идете в лес?" – "Написать завещание".  


На лекциях, которые проводит отряд "Лиза Алерт" ребята часто спрашивают про лесных животных. Они с интересом узнают, что дикие животные к человеку специально не идут, тем более, если человек будет издавать звуки – звери будут обходить его стороной. 

Про воду многие говорят: "А я умею плавать!" Это просто коронная фраза. Приходится снова и снова напоминать о том, что вода – это, прежде всего, опасность.  Конечно, лучше всего, когда дети проходят обучение вместе с родителями. Безопасность ребенка – это ответственность взрослого.


Лёля Тарасевич, психолог, блогер, мама
  
Когда начинать говорить – для меня немного странный вопрос. Ну вот, допустим, ползет ваш 7-месячный карапуз к розетке. Что вы делаете? Конечно же, вы его от розетки забираете и начинаете говорить, что в розетке живет злой дядюшка Ток и что за ручку он может сделать кусь-кусь. 
 
То есть вы начинаете говорить с ребенком о безопасности с момента рождения:
 
- Ну куда ж ты переворачиваешься, торопыжка, сейчас с кроватки бууух! 

Мы не приводим малолетним детям выдержки из учебника по физике про силу притяжения или поток заряженных частиц. Мы говорим "бууух" и "кусь-кусь" – общаемся на том языке, который доступен ребенку здесь и сейчас. 

 
Точно так же стоит говорить и о моментах безопасности на улице, в общественном транспорте, в торговых центрах и прочее. Однако, следует помнить, что у малышей до определенного возраста (примерно до 7-8 лет) преобладает не словесно-логическое мышление, как у взрослого человека, а наглядно-образное. То есть ваши слова, не подкрепленные образом, он просто-напросто не поймет.  

Учить вести себя в метро, если вы им не пользуетесь часто, не эффективно. Родители думают, что это задел на будущее, но у ребенка нет образа этого самого метро, он видел поезд только на картинке или ездил на таком один раз и тот в прошлом году. Ребенок просто не поймет и не запомнит таких правил. 

 
Поэтому учить стоит тому и только тому, что актуально. Использовать те образы, которые окружают вашу семью.

Несколько практических примеров: 
  • Случился в соседнем доме пожар Поразмышляйте вместе на тему действий ребенка во время пожара. Договоримся сразу, что "поразмышлять вместе" не означает устроить малышу экзамен с билетами и оценкой в конце, это дружеская беседа, где используются выражения "а я бы сделал вот так", "а пожарные и спасатели рекомендуют действовать вот эдак". 
  • Идете вы после урагана над Москвой из садика домой – вспомните правила поведения во время грозы. В городе. А теперь в лесу.  
  • Используйте свою повседневную жизнь, учите не просто "бежать от злого дяди туда, где есть люди", а остановитесь прямо по дороге в школу – "Вот здесь напали, какие у нас с тобой варианты Видишь, здесь рядом аптека. А там, за углом, магазин. Через дорогу есть остановка автобусная, там тоже народ толпится".  
  • Выделите минутку в торговом центре: "Давай предположим, что мы с тобой – дети и мы потерялись. К кому мы можем обратиться за помощью" Потому что, если вы учили обращаться к полицейскому, то поспешу вас расстроить – их довольно немного вокруг нас. Ищем глазами охранника. Выбираем вместе тетю, которую можно попросить о помощи, – вон та, что с мужчиной к выходу идет, или вот эта, которая с ребенком шарик покупает
 
Однако не стоит рассказывать малышу обо всех превратностях взрослого мира (про учебник по физике помните, да?). Ему совершенно необязательно объяснять
значение слов "растление" и "изнасилование". Ищите обходные пути.  

Лично я начала объяснение 3-летнему сыну с установления интимных зон нашего тела. Где та часть тебя, которая принадлежит только тебе, которая является  особой и очень личной? Которую не могут трогать никакие другие люди, кроме родителей и врачей, и то под присмотром родителей? Что делать, если границы твоей интимной зоны нарушены? 

 
И снова, и снова – контрольным в голову – волнует? Сомневаешься? Приходи ирасскажи! Я ВСЕГДА ТЕБЕ ПОВЕРЮ. Я обязательно тебе помогу.  

Каждый ребенок индивидуален: есть более "толстокожие" детки, есть достаточно ранимые личности. Важно учитывать особенности именно вашего ребенка: 
  • Не заводить "страшных" тем на ночь глядя. Помним, что дети все воспринимают образами. И если вашему малышу скоро ложиться спать, пусть он не тащит в постель образ киднеппера.  
  • Если вы видите, что малыш очень ярко реагирует на разговор, готов расплакаться, срочно сворачивайтесь. Ведь наша цель – не напугать, а научить. Возвращаться к подобной теме лучше спустя время. Имеется в виду не 10-15 минут, а месяц или даже больше.  
  • Также не стоит устраивать "разбор полетов" сразу после происшествия (например, если вы потерялись на детской площадке и ребенок повел себя "не по-заученному"). После эмоционального всплеска дети блокируют любую информацию, связанную с этим всплеском. Сейчас его необходимо поддержать и помочь пережить собственные чувства. Обсудить и сделать вывод можно будет и через несколько дней.  

Помните, что в любом процессе есть две крайность: можно не учить совсем, а можно только и говорить, что о безопасности. И то, и другое ломает жизнь – в физическом или психологическом плане.

Ищите золотую середину. И пусть ваши любящие родительские сердца помогут вам в этом деле. 

Читайте продолжение в следующей статье.

Фото: Cataline Urse


Марафон проводится при поддержке:

Другие марафоны

Завершен

Идеальный новый год
  • 21.12.2016 17:42
  • 8 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодние чтения
  • 15.12.2016 21:50
  • 15 дней
  • Юлия Коваленко

Завершен

Дед Мороз не придет
  • 26.12.2016 11:57
  • 4 дня
  • Ксения Серебрякова

Завершен

1 здоровая привычка в день!
  • 23.03.2017 12:29
  • 35 дней
  • Редактор Мамсила
    Екатерина Воронкова
    Ольга Соколова
    Анна Исаева
    Алёна Макеева
    Александра Геродотова

Завершен

Развитие эмоций у ребенка
  • 19.05.2017 10:34
  • 9 дней
  • Виктория

Завершен

Путешествия с детьми
  • 15.06.2017 21:45
  • 15 дней
  • Евгения Кулиш

Завершен

Стильная прививка
  • 18.08.2017 00:26
  • 6 дней
  • Наталья Смелова

Завершен

Мясо. Ликбез для мамы
  • 06.11.2017 12:50
  • 56 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Мамы против насморка
  • 22.11.2017 15:55
  • 2 дня
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодний адвент-календарь
  • 10.01.2018 11:00
  • в течение дня
  • Редактор Мамсила

Активен

"Найден, жив"
  • 14.08.2018 15:30
  • 27 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Идеальный новый год
  • 21.12.2016 17:42
  • 8 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодние чтения
  • 15.12.2016 21:50
  • 15 дней
  • Юлия Коваленко

Завершен

Дед Мороз не придет
  • 26.12.2016 11:57
  • 4 дня
  • Ксения Серебрякова

Завершен

1 здоровая привычка в день!
  • 23.03.2017 12:29
  • 35 дней
  • Редактор Мамсила
    Екатерина Воронкова
    Ольга Соколова
    Анна Исаева
    Алёна Макеева
    Александра Геродотова

Завершен

Развитие эмоций у ребенка
  • 19.05.2017 10:34
  • 9 дней
  • Виктория

Завершен

Путешествия с детьми
  • 15.06.2017 21:45
  • 15 дней
  • Евгения Кулиш

Завершен

Стильная прививка
  • 18.08.2017 00:26
  • 6 дней
  • Наталья Смелова

Завершен

Мясо. Ликбез для мамы
  • 06.11.2017 12:50
  • 56 дней
  • Редактор Мамсила

Завершен

Мамы против насморка
  • 22.11.2017 15:55
  • 2 дня
  • Редактор Мамсила

Завершен

Новогодний адвент-календарь
  • 10.01.2018 11:00
  • в течение дня
  • Редактор Мамсила

Активен

"Найден, жив"
  • 14.08.2018 15:30
  • 27 дней
  • Редактор Мамсила
Провести свой марафон на ”мамсиле”? Хочу